Как рассказал CNews Дмитрий Плесконос, исполнительный вице-президент "Вымпелкома" по развитию бизнеса на массовом рынке в России, процедуру объединения "Вымпелкома" и "Голден Телекома" на уровне юридических лиц планируется завершить в 2010 г. "Это процесс достаточно сложный и продолжительный, и мы сейчас находимся где-то в его середине", — говорит он. Напомним, что соглашение о покупке между компаниями было подписано в декабре 2007 г. "Голден Телеком" обошелся "Вымпелкому" в $4,24 млрд.
Что касается объединения биллинга по сегментам бизнеса, то, по словам Плесконоса, на данный момент мобильный сегмент имеет консолидированное решение; региональные интернет-биллинги, B2B-биллинги и биллинги интерконнекта находятся в процессе консолидации, которая завершится в течение 1,5–2 лет.
Первыми техническую интеграцию двух компаний завершили на Украине: "УРС" (сотовый оператор, купленный "Вымпелкомом" в ноябре 2005 г.) и украинский "Голден Телеком" объединились в мае этого года. В октябре в Киеве был открыт объединенный центр управления сетями (ЦУС) "Билайн" на Украине — единая система управления качеством всех предоставляемых сервисов. ЦУС круглосуточно мониторит все элементы сетевой инфраструктуры на предмет выявления технических инцидентов.
"Украинский опыт будет обязательно использован в Казахстане, Узбекистане и, конечно, России при разработке интегрированных решений и создании объединенной структуры, но с учетом технологических особенностей стран и потребностей клиентов", — говорит Дмитрий Плесконос. В то же время, по его словам, среди причин первенства Украины среди остальных стран, где идет процесс интеграции, — прежде всего, масштабы бизнеса. В России по объективным причинам они больше, абонентские базы отличаются в разы, то же можно сказать и о технической инфраструктуре. Кроме того, если в России у "Голден Телекома" уже были клиенты FTTB, то на Украине продажа этой услуги стартовала почти одновременно с интеграцией, что позволило быстро объединить биллинговые системы и системы обслуживания клиентов "УРС" и "Голден Телекома". В России же этот процесс идет поэтапно.
Ситуация с фиксированным бизнесом в Казахстане и Узбекистане также отличается от украинской модели, отмечает исполнительный вице-президент "Вымпелкома". Так, в Узбекистане компания не стремится к юридическому слиянию — к общим стандартам приводятся лишь процедуры. Их интеграция завершится в начале 2010 г. В ближайшее время также будет создана единая система биллинга и карт оплаты. В Казахстане, в свою очередь, развитие фиксированной составляющей находится на начальном этапе. Поэтому интеграция практически завершена: единая оргструктура, общая инфраструктура, объединены клиентские базы, тарифные предложения появятся до конца 2009 г.
Учитывая незавершенность процессов слияния, оценивать успешность интеграции "Вымпелкома" и "Голден Телекома" с точки зрения полученных преимуществ и прибыли пока рано, считает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. "Первый год после объявления о сделке был посвящен, в основном, кадровым перестановкам и налаживанию бизнес-процессов внутри объединяемых компаний, — говорит он. — На завершающих стадиях интеграции „Вымпелкому" предстоит организовать возможность обслуживания клиентов сотовой и фиксированной связи через „единое окно"". О результатах объединения можно будет судить — в лучшем случае — не ранее конца 2010 г., полагает эксперт.
По мнению Юрия Брюквина, гендиректора аналитического агентства "Рустеком", завершить слияние к 2010 г. — это очень неплохой результат для "Вымпелкома", если компании смогут его достичь, учитывая их масштаб и дифференциацию основных видов деятельности. Пока же, как полагает эксперт, слияние идет по программе "медиум" — без особого блеска, но и без каких-либо катастрофических проблем.
"С самого начала было очевидно, что прежние менеджеры дали слишком уж оптимистичные обещания, и компаниям будет чрезвычайно сложно в указанные сроки реализовать заявленные планы и выполнить поставленные задачи, — говорит Брюквин. — Затем ситуацию усугубил кризис, который обернулся для "Вымпелкома" колоссальной долговой нагрузкой". Напомним, что по итогам 2008 г. компания была вынуждена признать $315 млн убытков от обесценения активов, относящихся к приобретению "Голден Телекома". Юрий Брюквин также отмечает, что слиянию сопутствовали такие эпохальные события, как радикальная перестройка сотового ритейла.
Опыт "Вымпелкома", по мнению аналитиков, пригодится его конкуренту — МТС — при грядущем слиянии с "Комстаром". При этом МТС и "Комстару" будет гораздо легче осуществить и пережить интеграцию, отмечают они. "Родственным и менее „разношерстным" компаниям будет проще прийти к оказанию услуг через единое окно", — полагает Денис Кусков. Он также напоминает, что купленные "Вымпелкомом" "Голден Телеком" и — ранее — "Корбина" в совокупности являлись более крупной структурой, чем "Комстар", по крайней мере, с точки зрения присутствия в регионах. Поэтому процесс интеграции у МТС и "Комстара" должен пойти оперативнее.
"МТС и „Комстару", разумеется, будет легче, — считает Юрий Брюквин из „Рустелекома". — Кризис, как уверяет кабинет министров, идет на спад. Кроме того, они частично уже прогулялись по тем граблям, на которые с разбегу налетели „Билайн" с „Голден Телекомом" — я имею в виду ребрендинг, проведенный в мае 2006 г., в ходе которого так и не появилось единого счета, единого офиса обслуживания, сквозных предложений разных операторов одной группы, хотя планы такие были". По словам Брюквина, другой фактор, облегчающий процесс интеграции, — то, что подготовку к слиянию МТС и "Комстар" начали задолго до формального решения акционеров.
Тем не менее, конкурентам "Вымпелкома" еще предстоит решить целый ряд юридических вопросов. "Без получения МТС всех 100% акций „Комстара" (а этот вопрос еще остается открытым) и образования единого юрлица смысл интеграции теряется, кроме того, это может затормозить выход объединенной компании в регионы", — подчеркивает гендиректор TelecomDaily.
www.cnews.ru