— "Система" впервые публично озвучила ряд тезисов из подготовленной недавно стратегии своей индийской "дочки" Sistema Shyam TeleServices. Расскажите о деталях этой стратегии.
— Согласно стратегии к 2013 году планируется достигнуть рентабельности по EBITDA, в 2014 году выручка должна составить 1,5 млрд долл. Мы хотим войти в тройку крупнейших игроков на рынке широкополосного доступа (ШПД) в Индии.
— Мобильного широкополосного доступа?
— В Индии по ряду исторических причин и в силу географической специфики мобильный ШПД является доминирующей технологией.
— На индийском рынке 12 операторов стандарта GSM и три — CDMA-2000, как вы намерены добиться своей цели при столь жесткой конкуренции?
— Прежде всего в Индии очень низкое качество как голосовой связи, так и мобильного ШПД. Мы готовы предложить своим абонентам недоступные до этого скорость и качество связи. Именно поэтому мы считаем, что стандарт CDMA-2000, на котором работает наша сеть, — это наше преимущество, несмотря на то что GSM в мире традиционно считался связью "для богатых", а CDMA — "для бедных".
Индия — рынок, на котором 80% населения вообще не охвачено мобильной связью. По сути, когда компании смотрят на развивающиеся рынки с большим потенциалом, они видят Китай и Индию. Но в Китай выйти невозможно, поэтому мы в довольно выигрышной ситуации.
— Многие, например глава Altimo Алексей Резникович, называют Африку наиболее перспективным на данный момент рынком.
— Наша отрасль очень подвержена веяниям моды, сейчас во всем мире модно говорить о потенциале Африки. Однако вы же понимаете, что не все, кто об этом говорит, в конечном счете туда придут.
— МТС недавно стала мажоритарным акционером "Комстара", но эти два оператора по-прежнему две разные компании. Как они могут извлекать выгоду из этой ситуации?
— Вопросы относительно деталей стратегии МТС и "Комстара" логично адресовать Михаилу Шамолину (президент МТС. — РБК daily). Если говорить о ситуации абстрактно, наше преимущество в том, что мы не делаем ничего нового.
Например, в Германии оператор Vodafone поглотил фиксированного оператора ARCOR. Там, кстати, тоже бренд фиксированной компании в итоге решили заменить на более сильный сотовый бренд. Vodafone, как вы знаете, заключила с МТС соглашение о стратегическом партнерстве, и в частности компании договорились консультировать друг друга по различным вопросам. Так что нам, по сути, не нужно ничего придумывать.
Если говорить о выгоде от совместной работы, то все довольно традиционно — это лучшие пакетные предложения для клиентов, что означает приток новых абонентов и уменьшение оттока существующих, рост ARPU и экономию на операционных издержках.
— Сейчас в России активно обсуждается возможность скорой выдачи лицензий на сети связи четвертого поколения стандарта LTE. Что вы об этом думаете?
— Я думаю, что сети LTE в России надо строить как можно скорее. Видите ли, это всегда происходит по одному сценарию — сначала dial-up менялся на ADSL, и были люди, которые говорили: "Да зачем такие скорости, это никому не нужно, вы зря потратите деньги!" Потом то же самое говорили о сетях третьего поколения и так далее.
— Да, только проблема в том, что в России операторы недавно потратили большие деньги на сети третьего поколения, более того, еще недостроили их...
— Никто не говорит, что четвертое поколение должно "убить" третье. В бизнесе преуспевает тот, кто создает новые продукты и услуги, дополняющие старые. Когда на рынке появились первые видеокамеры с жестким диском, все решили, что кассетные камеры скоро "умрут", однако этого не произошло до сих пор.
www.rbcdaily.ru