Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Александр Гурко: GPS сейчас используется Штатами в военных целях


28.12.2009

Александр Гурко GPS сейчас используется Штатами в военных целях

В феврале 2010 года федеральный оператор ГЛОНАССНИС — утвердит концепцию развития российской навигационной системы. Она, в частности, включает предложения по коммерциализации ГЛОНАСС в России и за рубежом. О том, зачем России своя навигационная система и когда появятся первые мобильники с поддержкой ГЛОНАСС, рассказал в интервью корреспонденту РБК daily Елизавете Серьгиной генеральный директор "Навигационно-информационных систем" (НИС) Александр Гурко.

— На недавнем совете директоров федерального оператора обсуждались дальнейшее развитие НИС и перспективы системы ГЛОНАСС в России. Расскажите о стратегии развития ГЛОНАСС в России.

— Концепция стратегии будет утверждаться в феврале. Раскрывать ее пока не буду — дождемся совета директоров. Основные задачи, которые сейчас стоят перед НИС, — это массовое распространение ГЛОНАСС в России и за рубежом, создание массовых рынков, создание условий для экспорта технологии. Все, что я могу сказать на данном этапе.

— Какое место занимает НИС в продвижении ГЛОНАСС?

— После того как в 2010 году будет закончено формирование спутниковой группировки, акцент сместится в сторону коммерциализации отечественной системы навигации. И в этом смысле совершенно естественно, что создан федеральный оператор, развивающийся в формате государственно-частного партнерства. Фактически его задача — способствовать коммерциализации ГЛОНАСС. Роль НИС в этом смысле заключается в том, чтобы создать операторскую инфраструктуру для предоставления услуг на базе ГЛОНАСС в России и за рубежом. Кроме того, наша задача состоит в том, чтобы обеспечить единое техническое регулирование. Мы создаем набор востребованных сервисов и пакетов услуг. Одним из основных проектов, который будет развивать НИС совместно с европейскими коллегами, — программа экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Она предполагает, что спустя некоторое время все автомобили будут оснащаться навигационными датчиками. Планируется создать условия для распространения услуг на базе ГЛОНАСС в странах, которые сейчас заинтересованы в некой альтернативе или дополнении к GPS.

— Зачем странам, работающим с GPS, отказываться от нее?

— Дело в том, что многие страны, работающие с GPS, проявляют большой интерес к системе ГЛОНАСС как системе резервной, которая позволяет снизить технологическую зависимость от американской системы навигации. Не секрет, что GPS сейчас используется Штатами в военных целях. Кроме того, спутниковая система сейчас проникает в стратегически важные области, в том числе применяется на транспорте, для управления воздушным движением, синхронизации времени. То есть спутниковая навигация становится критически важной технологией для государств. Поэтому существует опасность, что монопольное владение критически важной технологией одной страной может привести не только к технологической, но и к политической и экономической зависимости. Не случайно и Европейский союз создает свою систему — Gallileo, озаботился этим вопросом и Китай. Россия сейчас имеет уникальный шанс — создать вторую систему и выйти на международные рынки раньше, чем другие игроки.

GPS коммерциализировалась больше 20 лет: система была запущена в коммерческую эксплуатацию уже в 1983 году и в 2000-х стала по-настоящему популярна — GPS-устройствами оснащены мобильники, автомобильные навигаторы. Когда появилась GPS, рынок начал строиться с нуля. Люди были совершенно не готовы — создателям системы пришлось заниматься не только продвижением продуктов, но и образовательным процессом. Развитие ГЛОНАСС поэтому будет проходить несколько быстрее — думаю, что в перспективе ближайших пяти лет мы увидим, что услуги на базе этой системы будут популяризированы. Уже в 2011 году, например, появятся автомобильные навигаторы, оснащенные как GPS-модулем, так и ГЛОНАССGPS?чипсетами, а также персональные автотрекеры.

— Ведутся ли переговоры о по­ставках трубок, оснащенных ГЛОНАСС?

— Ведутся — с крупными вендорами, входящими в топ-10 крупнейших производителей мобильных телефонов в мире.

— Во сколько может обойтись проект по созданию наземной инфраструктуры?

— Сейчас мы ведем бизнес-планирование — к февралю оно будет завершено, поэтому абсолютной цифры еще нет. Но уже сейчас ясно, что в строительство нужно будет вложить несколько сотен миллионов долларов из разных источников. Речь идет и о средствах самой компании, и о федеральном бюджете, и о заемных средствах.

— Будет ли федеральная целевая программа пересмотрена в связи с новой задачей — коммерциализировать ГЛОНАСС?

— Сейчас Роскосмос занимается разработкой новой ФЦП, рассчитанной на 2012—2020 годы. Акцент в ней как раз сделан на внедрение системы на уровне массового пользователя и создание коммерческих продуктов.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru