Корреспондент: Позвольте начать с того, что представляет собой бизнес Inmarsat сегодня?
Перри Милтон: Прежде всего, хочу сказать, что в России глобальный оператор спутниковой связи Inmarsat представлен своим партнером – ФГУП "Морсвязьспутник". В мире Inmarsat работает уже 30 лет, занимая лидирующие позиции в секторе мобильной спутниковой связи. Компания создана на межправительственной основе для реализации телекоммуникационной системы безопасности морских судов по всему миру. На сегодня развернутая нами сеть связи позволяет предоставлять телекоммуникационные услуги пользователям на море, на земле и в воздухе. Акции Inmarsat котируются на Лондонской фондовой бирже, и компания входит в число крупнейших компаний, зарегистрированных в Великобритании. Годовой доход Inmarsat в 2008 г составил около 1 млрд долл. Мы располагаем глобальной сетью дистрибьюции услуг, частью которой является "Морсвязьспутник". Спутниковая группировка Inmarsat обеспечивает возможность предоставления услуг в любой точке Земного шара. В этом отличие компании от основных конкурентов – компаний Iridium, GlobalStar. Thuraya – которые являются региональными операторами.
Наши спутники нового поколения поддерживают услуги мобильной широкополосной передачи данных. Мы не так давно завершили создание спутников нового поколения и разработку сервисных продуктов на основе широкополосной передачи данных. По сути, эта система представляет собой глобальную сеть мобильного широкополосного доступа /ШПД/. Эта сеть обеспечена абонентскими устройствами в виде беспроводных модемом для ноутбуков, что дает возможность предоставлять услуги мобильного ШПД пользователям через спутники Inmarsat в любой точке мира. Работа широкополосной сети Inmarsat BGAN /BroadBand Global Area Network/ обеспечивается тремя нашими спутниками 4-го поколения – Inmarsat-4F1, Inmarsat-4F2 и Inmarsat4F3. В рамках этой сети действует ее морской вариант – FleetBrodBand. Судовая станция системы FleetBrodBand позволяет, используя встроенный маршрутизатор, создавать на судне локальную сеть с возможностью одновременного подключения 6 пользователей, а также подключать внешнее оборудование – телефоны, маршрутизаторы, средства защиты информации, оборудование видеоконференцсвязи, серверы ISDN. Судовой спутниковый терминал имеет встроенный приемник ГЛОНАСС/GPS и систему обогрева антенны для работы при температурах окружающей среды до -50 град.
И наземный и морской варианты системы BGAN обеспечивают скорость передачи данных со скоростью до 492 Мбит/с.
В настоящее время около 70 проц наших доходов получаются от услуг на основе передачи данных. Это связано с тем, что большинство бизнес-коммуникаций основано на использовании IP-протокола. Поэтому, используя спутниковый широкополосный доступ, можно работать с необходимыми бизнес-приложениями что в сибирской тундре, что на судне в открытом море.
Корр.: Сколько всего спутников сейчас в составе орбитальной группировки Inmarsat?
П.М.: Сейчас на орбите 11 наших спутников. Самые новые из них – 3 спутника 4-го поколения Inmarsat – они запущены в 2005-2008 гг, то есть, совсем новые, предельный срок их службы – 2023 г.
Корр.: Таким образом, получается, что широкополосный бизнес – новый для Inmarsat.
П.М.: Это верно только отчасти – так как специализированные для широкополосного доступа спутники 4-го поколения действительно запущены недавно. И именно с 2005 г мы получили возможность предоставлять услуги мобильного широкополосного доступа. Однако в связи с расширяющимся использованием IP-протокола в телекоммуникациях, мы уже в течение 10-ти лет уделяем особое внимание технологиям передачи данных.
Корр.: Сколько пользователей у ваших услуг широкополосного доступа на сегодня?
П.М.: По состоянию на конец октября у нас было около 33 тысяч пользователей. Всего у Inmarsat около 60 тысяч пользователей, включая сухопутных и морских. Среди них 142 крупных корпоративных пользователя.
Корр.: Давайте поговорим о вашем бизнесе в России.
П.М.: Напомню, что нашим партнером в России является "Морсвязьспутник", который с самого начала существования Inmarsat является одним из наших акционеров. На сегодня у нас много пользователей в России. В наземном секторе это, например, Газпром. Кроме того, нашим абонентом являются Российские железные дороги /РЖД/, которые используют наши сервисы обеспечения безопасности грузов и коммуникационные услуги. Услугами Inmarsat пользуются российские судоходные компании и Военно-Морские силы России. Кроме того, среди наших пользователей в России некоторые государственные структуры. В частности, Центральный банк России использует решения Inmarsat для контроля за перемещением наличных денежных средств. Экстренные службы используют подвижную голосовую связь Inmarsat и сервисы определения местоположения в 896 пунктах в России. Вследствие уникальных географических условий России спутниковая связь здесь является очень подходящей для обеспечения коммуникационных услуг, в частности, из-за больших территорий. С трудом можно представить себе, например, сеть сотовой связи третьего поколения /3G/ где-нибудь в отдаленных районах Сибири, а спутниковая связь позволяет предоставлять там аналогичные услуги, как и на всей территории страны. Поэтому Россия для нас – ключевой рынок. Мы это всегда учитываем и стараемся предлагать российским потребителям нужные им решения. Например, мы разработали наземные терминалы с обогревом антенны для работы при низких температурах. Насколько я знаю, РЖД намерено оборудовать около 2 тысяч вагонов подобными устройствами.
Корр.: Какова динамика ваших финансовых показателей за последнее время?
П.М.: В последние годы мы отмечаем существенный рост доходов. Так, в 2007 г наш доход вырос на 11 проц, в 2008 г – на 14 проц. В этом году рост будет несколько меньшим, но останется хорошим: по итогам трех кварталов 2009 г мы отмечаем увеличение дохода на 9 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это определяется тем, что, несмотря на сложные экономические условия, потребность в коммуникационных сервисах постоянно растет, как в бизнес-секторе, так и в государственном секторе. Мы полагаем, что и бизнес в России также будет продолжать расти, в некоторых аспектах, возможно, даже быстрее, чем в целом по нашей компании.
Корр.: Какие цели бизнеса вы считаете основными в России?
П.М.: Продвижение наших услуг широкополосного доступа в наземном, морском и воздушном сегментах в России является, безусловно, очень важной задачей. Перспективы здесь самые широкие. Мы рассчитываем, в частности, совместно с Аэрофлотом организовать возможность широкополосного доступа на борту воздушных судов в полете.
Кроме того, в 2010 г в России, как и во всем мире, мы планируем начать предоставлять услуги спутниковой мобильной телефонной связи. В середине 2010 г мы начнем продажи двухмодовых мобильных телефонов, поддерживающих как спутниковую связь, так и сотовую связь стандарта GSM-900. Мы считаем российский рынок связи достаточно зрелым для такого предложения, тем более, что мы снижаем цены на услуги мобильной голосовой связи, что позволяет предложить их достаточно широкому кругу пользователей.
Корр.: Что касается мобильных телефонов, мы все помним печальный опыт компании Iridium, которая в конце 90-х годов объявила о создании глобальной сети мобильной спутниковой телефонной связи, однако очень скоро потерпела финансовый крах и была вынуждена фактически продать сеть Министерству обороны США. Вы не опасаетесь возможности подобного развития событий?
П.М.: Это разные случаи, как мы считаем. Середина 90-х годов – это было совсем другое время и совсем другой рынок – тогда активно развертывались сети сотовой связи GSM, и потребителю этого было достаточно тогда. Кроме того, Iridium вложил миллиарды долларов именно в создание сети спутниковой телефонной связи, других услуг он в ней предоставлять не мог. В отличие от этого, Inmarsat уже имеет развитую спутниковую группировку, предоставляет широкий спектр услуг, включая передачу данных и широкополосный доступ. Поэтому создание системы услуг мобильной телефонной связи не потребует от нас таких огромных затрат, тем боле учитывая хорошие финансовые показатели нашего бизнеса в целом, генерирующего достаточный поток свободной наличности. Важным также является то, что, как я сказал, спутники 4-го поколения могут работать до 2023 г, то есть, новый сервис не потребует специальных запусков новых спутников. Мы выходим на рынок услуг мобильной телефонной спутниковой связи четвертыми, однако мы рассчитываем через два года после начала предоставления услуг занять, как минимум, 10 проц этого рынка.
Корр.: Вы упомянули использование российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС в некоторых ваших решениях. Не станет ли ГЛОНАСС вашим конкурентом, когда будет полностью развернута?
П.М.: Вряд ли это случится, потому что ГЛОНАСС, как и GPS – это специализированные навигационные системы, не предназначенные для предоставления коммуникационных услуг. Мы же ориентированы именно на коммуникационные услуги, поэтому Inmarsat и ГЛОНАСС будут взаимодополняющими, а не конкурирующими системами.
Корр.: Но у нас в России ведутся разговоры о возможном использовании спутников ГЛОНАСС для предоставления услуг доступа в Интернет…
П.М.: Трудно сейчас говорить об этом: требуется достаточно много времени для запуска всех необходимых спутников системы ГЛОНАСС и начала предоставления услуг, а у нас все уже готово, более того – наша глобальная сеть спутникового мобильного широкополосного доступа уже работает 4 года. Поэтому здесь мы первые на рынке. Остальным придется догонять.
Корр.: Планируете ли вы запуски новых спутников?
П.М.: Наш следующий спутник будет называться Alphasat I-XL. Его создание финансируется Европейским космическим агентством. Это спутник относится к тому же типу, что спутники Inmarsat 4-го поколения и позволит увеличить емкость нашей глобальной сети передачи данных. Срок службы этого спутника рассчитан до 2040 г. У нас есть контракт на его запуск с компанией Arian. Создание спутника должно быть завершено в 2012 г, запуск намечен на 2012 г.
Интервью провел Игорь Агапов.
www.bit.prime-tass.ru