Демонополизация рынка дальней связи привела к неожиданным последствиям. Традиционный лидер отрасли — "Ростелеком" впервые испытал на себе серьезное давление конкурентов. Оператор обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на "Комстар", который подозревается в недобросовестной рекламе и навязывании своих услуг столичным пользователям. Кроме того, компания распространила извещения, в которых предупреждает своих абонентов о случаях нарушения их прав, связанных с предложениями поменять оператора дальней связи.
На днях московские абоненты "Ростелекома" получили извещение об участившихся случаях нарушений прав пользователей услуг междугородной и международной связи. Как сообщается в извещении, нарушения связаны с "предложениями поменять оператора дальней связи", которые сам "Ростелеком" считает неправомерными. Обращение к абонентам является "вынужденным ответом" на действия ближайшего столичного конкурента "Ростелекома" — "Комстара", пояснили РБК daily источники, знакомые с ситуацией.
По словам директора департамента по связям с общественностью "Ростелекома" Андрея Любина, в последнее время абонентам, заключившим договор на постоянное обслуживание с "Ростелекомом", поступают звонки от "Комстара" с предложениями "сию минуту" поменять оператора при сохранении порядка набора номера и с более низкими тарифами. "На самом деле, согласно публичному договору-оферте, для повторного выбора оператора связи абоненту необходимо подать письменное заявление о смене оператора дальней связи и заплатить за услуги по переключению 200 руб.", — говорит г-н Любин. Он добавляет также, что при наборе международного или междугородного номера абоненты "Ростелекома" получают сообщение о якобы изменившемся порядке набора. При этом их извещают о необходимости набрать префикс, который автоматически переключает пользователя на сеть "Комстара". Сейчас в московском филиале "Ростелекома" находится более 100 письменных заявлений о восстановлении подключения к сети оператора, говорят в компании.
С жалобой на "Комстар" "Ростелеком" обратился в ФАС, сообщил РБК daily заместитель начальника управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Сейчас претензия передана на рассмотрение в Московское отделение службы и в скором времени будет вынесено решение, пояснил он. Сам "Ростелеком" эту информацию не комментирует.
В "Комстаре" претензии "Ростелекома" считают необоснованными. "Компания использует традиционный для рынка инструмент телемаркетинга. В этом нет ничего противозаконного. Скорее всего, "Ростелеком" просто опасается конкуренции со стороны других игроков, ведь в последнее время позиции компании, до недавнего времени практически полностью контролирующей рынок, сильно ослабли", — говорит источник, близкий к "Комстару". Компания рассматривает возможность подачи встречного иска на недобросовестную рекламу в ФАС.
"Подобная активность со стороны монополиста только подтверждает эффективность работы других операторов на рынке дальней связи", — говорит пресс-секретарь "Комстара" Екатерина Невская. По ее словам, интерес к услугам "Комстара" для абонента заключается в самых низких в Москве тарифах на дальнюю связь, а также в возможностях "пакетных" предложений. "Наличие такой конкурентной борьбы в первую очередь хорошо для абонента, который получает качественную услугу по доступной цене", — заключает г-жа Невская. По ее словам, сейчас бизнес "Комстара" на рынке дальней связи постоянно растет, причем очень быстрыми темпами. Объем международного и междугородного трафика во втором квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2009 года вырос на 50%, отмечают в компании.
По словам аналитика iKS-Consulting Юлии Федоровой, доля альтернативных операторов в результате либерализации рынка дальней связи за последние несколько лет выросла, в то время как рыночная доля "Ростелекома", напротив, снизилась. В целом по России в 2009 году доля альтернативных операторов, предоставляющих услуги дальней связи, составила 46%, тогда как еще год назад она составляла 40%, говорит аналитик. "В Москве доля "Ростелекома" также снизилась, с 17 до 15%", — отмечает г-жа Федорова.
До сих пор компании конфликтовали друг с другом в основном на рынке широкополосного доступа. Например, в августе прошлого года "Акадо-Столица" подала в московское УФАС жалобу на рекламу NetByNet, в листовках которой содержались слоганы: "Интернет не работает кАК нАДО? Брось! Бери NetByNet", "Не ошибись еще раз! Пробуют всех, выбирают нас!". В "Акадо" посчитали, что слоган и оформление листовок проводит прямую аналогию между операторами, тогда как, согласно российскому законодательству, сравнивать в рекламе две конкурирующие компании нельзя.
www.rbcdaily.ru