Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты обновленных собственных исследований российского рынка VSAT, которые проводятся с момента появления первых коммерческих сетей с использованием интервью основных участников и привлечением экспертов рынка.
В 2009 г. общий объем российского VSAT-рынка составил примерно 4,3 млрд рублей. Падение рынка по сравнению с 2008 г. составило около 15%. В то же время, несмотря на отключение части клиентов и падение ARPU (с 9 тыс. рублей почти до 7 тыс. рублей), доходы операторов от услуг связи немного увеличились: с 3,5 млрд рублей до 3,7 млрд рублей (в 2009 г.). Но отрицательным показателям предшествовал существенный рост: в 2008 г. объем российского VSAT-рынка достиг 5 млрд рублей, из которых 3,5 млрд рублей (70%) составили доходы операторов от оказываемых ежемесячных услуг и около 1,5 млрд рублей - от продажи новых станций и сопутствующих единовременных услуг. Причина роста - экстенсивное наращивание базы VSAT в 2007 г. за счет реализации нескольких ФЦП.
Однако, как только национальные проекты завершились, рынок спутниковой связи вернулся в естественные рыночные условия, на которые оказали влияние как мировой дефицит спутникового ресурса, так и глобальный экономический кризис. В то же время потребность в спутниковой емкости и оборудовании на 2010 г. есть, что указывает на продолжение движения рынка в сторону наращивания инсталляционной базы VSAT, хотя и очень медленное.
Тем не менее, состояние рынка VSAT в 2009 г. можно оценить как стагнацию, обусловленную, не столько кризисом, сколько дефицитом спутникового ресурса на орбите. А точнее, дефицит ресурса (особенно после отказа КА "Экспресс-АМ2") усугубил финансовое состояние компаний, приведя рынок в состояние стагнации.
Финансовые итоги операторов неутешительны: от 5% до 10% из них явно готовятся к банкротству, завершив 2009 г. с нулевым или негативным финансовым результатом. Если учитывать необходимость возврата кредитов, то на грани дефолта могут оказаться до 50% операторов. В чистом плюсе оказались всего 19% операторов, из которых лишь 12% получили более 10% прибыли.
Однако первая пятерка VSAT-операторов, которые продолжают удерживать более 60% рынка, выглядит вполне благополучно. Наиболее уверенно чувствуют себя лидеры рынка "ВебМедиаСервисез", "Глобал-Телепорт", КБ "Искра", "Сетьтелеком", "Стэк.Ком"; стабильно развивается "РуСат", бизнес которого не ограничивается предоставлением VSAT-сервисов. Не предвидится проблем и у операторов, входящих в крупные телекоммуникационные холдинги: Orange Business Services, "Голден Телеком", "УралСвязьИнформ", "Газпром Космические Системы".
Потребителей российского рынка VSAT можно разделить на четыре сегмента. Как видно из рисунка, 88% парка VSAT используют государственные предприятия и крупные компании (часто с присутствием государства в качестве акционеров), т. е. государство остается основным заказчиком VSAT-оборудования. Оценка территориального распределения установленных VSAT, приведенная в отчете, показывает его существенную неравномерность, а также тенденцию к повышению проникновения VSAT в северных и северо-восточных регионах страны. Таким образом, у нас по-прежнему VSAT используются в малонаселенных районах с низкой плотностью населения, что отнюдь не повышает коммерческую эффективность VSAT-сетей.
В отличие от развитых западных рынков у нас очень незначителен сегмент индивидуальных пользователей VSAT – чуть более 1%, но при определенных условиях этот сегмент способен создать хорошие перспективы роста. Проведенный J’son & Partners Consulting опрос одной трети российских частных пользователей показывает, что основными причинами, сдерживающими развитие массового рынка VSAT, являются высокие цены на оборудование и высокие тарифы. Но следует учитывать, что в большинстве западных стран основная часть частных владельцев используют VSAT, работающие в Ка-диапазоне (которых в нашей стране пока нет).
В 2009 г. претерпел изменения и список поставщиков оборудования. Практически ушли с российского рынка компании NDSatcom и Shiron, поглощенные более крупными международными компаниями, а к известным российским производителям VSAT ("ВисатТел", "Вигстар" и "МедиаСпутник") прибавился еще один – компания Eastar, выпускающая вполне конкурентоспособные по цене и характеристикам VSAT. Правда, доля российских производителей на рынке VSAT пока ничтожно мала.
В настоящее время российские операторы при получении разрешений на работу с VSAT-станцией руководствуются решением ГКРЧ N 04-03-02-001 от 6 декабря 2004 г., которое определяет основные регламенты: разрешенные территории Российской Федерации, разрешенные полосы радиочастот, разрешенные сети фиксированной спутниковой связи, к которым относятся VSAT, энергетические параметры и процедуру присвоения частот. Согласно этому решению согласование радиочастот с Минобороны и Федеральной службой охраны не требуется, почему процедура получения разрешений и названа упрощенной.
Данная процедура распространяется на класс станций со следующими техническими параметрами: мощность передатчика – 4 Вт, ЭИИИМ – 50 дБВт, диаметр антенны – до 2,4 м. Одно из главных упрощений состоит в том, что определены частотные полосы и те российские спутники связи, для работы с которыми операторам связи нет необходимости получать частные решения ГКРЧ на использование конкретных полос радиочастот на конкретных же спутниках, относящихся к российской группировке (позиции: 40° в.д., 53° в.д., 80° в.д., 90° в.д., 96,5° в.д. и 140° в.д.) Кроме того, в феврале 2008 г. для VSAT были выделены дополнительные полосы частот в диапазоне Ku (14 -14,5 ГГц) с общим ресурсом 400 МГц, доступные по упрощенной процедуре частотного обеспечения. На зарубежные спутники данная процедура не распространяется.
Простой уведомительной процедуры регистрации (как, например, в Европе или Северной Америке) для станций VSAT в РФ нет, что существенно тормозит развитие отрасли.
Развитие рынка VSAT зависит, прежде всего, от наличия доступного спутникового ресурса – без него нет отрасли. А для России – еще и от темпов реализации программ вывода новых российских спутников, а также от либерализации регуляторной базы для использования иностранных спутников на отечественном телекоммуникационном рынке.
Сегодня свободный спутниковый ресурс отсутствует, и это важнейший фактор, сдерживающий развитие рынка VSAT. Его влияние начало сказываться в 2009 г., но очевидно, именно он станет главной угрозой рынку в 2010 г.
В целом, рынку необходим выход из стагнации, чему, возможно, будут способствовать намечающиеся слияния и поглощения. Для независимых средних и малых операторов в 2010 г. надо решить задачу выживания: сети с числом терминалов менее 1500 работают практически с нулевой рентабельностью и окупаются только за счет дополнительных услуг. У операторов, имеющих менее 300 станций есть только два варианта выхода из ситуации: продать бизнес или войти в крупную корпорацию (что, по сути, одно и то же).
Положение с ресурсом может улучшиться лишь к 2012 г. после ввода в эксплуатацию планируемых к запуску в 2010-2011 гг. "Экспресс-АМ4" и "Ямал-300", но лишь для выживших в 2010 г. операторов VSAT. Облегчить положение многих операторов и сохранить (а возможно, и приумножить) объем установленной базы VSAT, несомненно, поможет принятие решения по использованию зарубежных спутников по упрощенной процедуре. На рост и развитие работает и снижение стоимости оборудования, о котором заявляют практически все основные зарубежные производители VSAT.
В целом, осторожный прогноз до 2012 г. – сохранение существующего объема рынка как в количественном, так и в денежном выражении. После 2012 г. возможен медленный подъем рынка, и даже до финансовых объемов чуть выше 2008 г (более 5 млрд рублей). Впоследствии может начаться более резкий подъем, но лишь при условии активного использования Ka-диапазона и только в том случае, если операторы смогут заинтересовать более современными сервисами массовый рынок. При благоприятных обстоятельствах к 2015 г. рынок сможет достичь 10-12 млрд рублей.