Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Операторы заменяют продукты услугами


09.03.2010

Операторы заменяют продукты услугами

Всемирный мобильный конгресс (Mobile World Congress, MWC) по праву считается самым авторитетным событием в мировой мобильной индустрии. Крупнейшая отраслевая GSM Ассоциация организует это мероприятие с 1987 года, причем последние четыре года — в выставочном комплексе Fira de Barcelona. По размеру эта площадка как два московских "Экспоцентра". И, что для Москвы редкость, с 15 по 18 февраля в Fira de Barcelona, несмотря на мрачную погоду, было не протолкнуться. До пиковых докризисных значений 2008 года (55 тыс. посетителей) MWC 2010, конечно, не дотянул. Однако выздоровление отрасли налицо: в 2010 году мероприятие посетили 49 тыс. посетителей, на 2 тыс. больше, чем годом раньше.

Сравнивая MWC 2010 с прошлыми конгрессами, видишь, что мировой кризис прогремел от отрасли в стороне. С 2007 года в trade-шоу постоянно участвует одинаковое число компаний — около 1300. Но в 2010 году рынок умудрился взорвать себя изнутри. Пусть вывески на стендах остались прежними, те же ли под ними компании, что и в прошлый раз?

Новое устройство мира

Расклад сил в мобильном секторе быстро меняется. И у этого явления две предпосылки. Первая — стремительное насыщение сотового рынка. Если на достижение рубежа в 3 млрд абонентов в 2007 году сотовым операторам понадобилось едва ли не 20 лет, то о четвертом миллиарде на MWC докладывали уже год назад, а отметка 5 млрд, как ожидается, будет пройдена еще до конца 2010 года.

Вторая причина — технологического свойства. И ее на MWC можно было наблюдать воочию. Армия обозревателей гаджетов, ежегодно осаждающая стенды производителей в поисках новинок, на нынешнем MWC ходила неудовлетворенной. И понятно почему: главный вопрос, на который отвечали производители трубок на MWC 2010, не "как ты выглядишь", а "что ты можешь". И вот вам усредненная конфигурация топового смартфона: процессор с тактовой частотой 1 ГГц, 5-мегапиксельная камера, 16 Гб встроенной памяти с возможностью расширения, большой яркий экран AMOLED (organic light-emitting diode), поддержка всех мыслимых стандартов связи, GPS и даже более-менее выносливая батарейка. Словами классика, чего же боле? Независимо от программной начинки такая трубка с легкостью справляется с большинством придуманных для смартфонов задач: доступ в Интернет, видео, музыка, чтение книг, навигация, не говоря уже о традиционных звонках и SMS.

Если наложить один тренд на другой, то получится, что года через три (в худшем случае к 2015 году) большинство жителей планеты будут пользоваться не просто телефонами, а существенно подешевевшими к тому времени смарт­фонами и быстрым мобильным Интернетом. Казалось бы, вот он — предел технологического развития, гаджет-коммунизм! Счастье для всех и каждого, кроме, разумеется, акционеров Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Vodafone, Orange и десятков других компаний-производителей и операторов. Люди, инвестировавшие деньги в мобильную индустрию, привыкли к быстрому росту прибылей и отдаче от вложений на протяжении десятилетий. А значит, мобильным компаниям нужно уже сегодня лезть из кожи вон, чтобы придумать, на чем они будут зарабатывать завтра.

Дело — труба

И, кажется, они придумали. С кем бы вы ни заговорили на MWC 2010, все — и тайваньские производители микроэлектроники, и европейские сотовые операторы, и американские поставщики софта — говорят об одном и том же: мобильных "облачных" вычислениях. "Абоненты хотят постоянно быть подсоединены к мобильному Интернету, где бы они не находились, каким бы устройством не пользовались, — рассуждает Пол Стразерс, директор по маркетингу и развитию региональных рынков Amdocs. — Для операторов это означает необходимость предоставить клиенту доступ к его "облаку", в котором хранятся его данные, контакты, фильмы, причем с любого устройства — мобильного телефона, компьютера, телевизора".

Логично, что новые программы и услуги будут не разрабатываться для конкретной модели телефона или даже операционной системы, а доставляться и оплачиваться по сети в нужный момент. Начало этому движению уже положено. Так, сервис OnLive уже сегодня позволяет арендовать игровое время на собственных серверах и играть в игры с богатой графикой на любом подручном устройстве вплоть до iPhone. Или мечта всех туристов — переводчик с одного языка на другой в реальном времени. По отдельности все его компоненты (распознавание голоса, сам перевод, синтез речи) существуют уже сегодня. Но даже на самом мощном смарт­фоне такую программу не запустишь, то есть без "облака" никуда.

Итак, новая модель взаимоотношений мобильной индустрии с абонентами — это поставка не товаров, а услуг. Что в итоге должно быть экономически более выгодным. Ведь цель — не просто получить с абонента деньги единоразово (скажем, продав ему телефон), а подписать клиента на тот или иной пакет сервисов. Рамки соперничества при этом становятся на порядок шире, чем еще годом ранее. Кто бы мог представить, что Apple и Nokia будут конкурировать с Google и Adobe, Vodafone и China Mobile? Предмет битвы — кто и как будет предоставлять доступ к "облаку" абонентам?

Облики облака

Крупнейшие анонсы MWC 2010 — как раз из софтверной, "облачной" сферы. Причем большинство объявлений так или иначе были инспирированы не присутствовавшими на конгрессе американскими Apple и Google. Так, в первый же день выставки 24 мобильных оператора, обслуживающие более чем 3 млрд пользователей по всему миру, включая China Mobile, Orascom Telecom, AT&T, Vodafone и даже работающий на рынках СНГ "ВымпелКом", объявили о создании альянса WholeSale Applications — открытой платформы по доставке мобильных приложений для собственных абонентов.

Операторам, очевидно, не дает спокойно спать сервис Apple App Store: американский производитель телефонов берет процент с каждой проданной через этот магазин программы. Впрочем, не спится не только операторам. Свою серьезную заявку на победу в битве "под облаками" подготовила южнокорейская Samsung. В 2009 году Samsung обогнала по доходам HP, став крупнейшей технологической компанией в мире. Поэтому и амбиций у нее хоть отбавляй. На MWC 2010 компания представила не только магазин Samsung Apps, который будет работать в 50 странах, но и первый телефон на основе собственной платформы bada — Samsung Wave.

Глядя на нарастающую конкуренцию, взяться за руки решили даже крупнейшие игроки рынка. Intel и Nokia во время MWC 2010 объявили о намерении объединить свои наработки в области мобильных платформ — соответственно Moblin и Maemo — в единой инициативе MeeGo. На MeeGo, как ожидается, смогут работать не только смартфоны и коммуникаторы, но и нетбуки, планшеты и другие гаджеты, первые из которых выйдут на рынок уже в этом году. Программы для MeeGo будут продаваться через Ovi Store, принадлежащей Nokia. Помимо очередной заявки на владение каналом доставки приложений пользователю в MeeGo прослеживается еще один модный тренд, начало которому положила та же Apple. Этот тренд — универсализация платформ. Так, программы, написанные для телефона Apple iPhone, могут выполняться и на планшете iPad.

Лидеры и аутсайдеры

Прыткости конкурентов явно недостает американской Microsoft. MWC 2010 стал площадкой для демонстрации кардинально обновленной мобильной операционной системы Windows Phone 7 Series, которая, как обещал привезший новинку на конгресс гендиректор Microsoft Стив Баллмер, исправит все недочеты предыдущих версий. Впрочем, итогов работы над ошибками ждать еще долго: в продаже устройства с мобильной "семеркой" появятся только к новому году. В демонстрациях на плазменных тач-скринах на MWC Microsoft пообещала "бесшовную" интеграцию "семерки" с социальными сетями, мультитач, а также магазин программ Microsoft Marketplace. Как едко отмечают аналитики, — то, что у других производителей есть и работает уже не первый год.

Свою поддержку Windows Phone 7 пообещали традиционные партнеры Microsoft — Dell, Garmin, Asus, HTC, HP, LG, Samsung, Sony Ericsson, Toshiba, Quallcom. С другой стороны, презентация не обошлась и без ложки дегтя: об отказе от поддержки мобильной Windows объявил крупнейший провайдер интернет-телефонии Skype. Так или иначе, одними обещаниями сыт не будешь: присутствие Microsoft на мобильном рынке продолжает падать: с 11,8% в 2008 году до 8,7% в 2009-м (данные Gartner). Долю у Windows активно отъедают iPhone, Google Android и BlackBerry.

Еще одна жертва новичков — консорциум Symbian, до последнего времени обладавший крупнейшей рыночной долей. На MWC фонд Symbian представил новую версию ОС Symbian^3 впервые с полностью открытым кодом. S^3 поддерживает HD-видео, обладает новой графической архитектурой и готова к работе в сетях 4G. Успех новинки, впрочем, зависит от поддержки производителей телефонов, многие из которых, как показал конгресс, пустились в создание собственных платформ.

И, наконец, третья темная лошадка — бывшая некогда лидером рынка американская Motorola. Несмотря на новаторские телефоны, представленные на MWC, в частности притягательный андроид-фон Motorola Quench, компания пока так и не раскрыла свою стратегию в области онлайн-сервисов.

Какая стратегия в итоге окажется выигрышной: разрабатывать ли собственную мобильную платформу или лицензировать чужую? И если лицензировать, то что именно: Android, Windows, Symbian или новые разработки? В конечном счете ответ на этот вопрос должны дать абоненты. Впрочем, пока не ясно, как сами клиенты сотовых операторов и покупатели смартфонов отнесутся к новой стратегии сотовой индустрии. Будут ли востребованы все те услуги, которые предлагают рынку его игроки, готовы ли будут абоненты к новой модели оплаты сервисов?

Источник: РБК daily