Сравнивая MWC 2010 с прошлыми конгрессами, видишь, что мировой кризис прогремел от отрасли в стороне. С 2007 года в trade-шоу постоянно участвует одинаковое число компаний — около 1300. Но в 2010 году рынок умудрился взорвать себя изнутри. Пусть вывески на стендах остались прежними, те же ли под ними компании, что и в прошлый раз?
Новое устройство мира
Расклад сил в мобильном секторе быстро меняется. И у этого явления две предпосылки. Первая — стремительное насыщение сотового рынка. Если на достижение рубежа в 3 млрд абонентов в 2007 году сотовым операторам понадобилось едва ли не 20 лет, то о четвертом миллиарде на MWC докладывали уже год назад, а отметка 5 млрд, как ожидается, будет пройдена еще до конца 2010 года.
Вторая причина — технологического свойства. И ее на MWC можно было наблюдать воочию. Армия обозревателей гаджетов, ежегодно осаждающая стенды производителей в поисках новинок, на нынешнем MWC ходила неудовлетворенной. И понятно почему: главный вопрос, на который отвечали производители трубок на MWC 2010, не "как ты выглядишь", а "что ты можешь". И вот вам усредненная конфигурация топового смартфона: процессор с тактовой частотой 1 ГГц, 5-мегапиксельная камера, 16 Гб встроенной памяти с возможностью расширения, большой яркий экран AMOLED (organic light-emitting diode), поддержка всех мыслимых стандартов связи, GPS и даже более-менее выносливая батарейка. Словами классика, чего же боле? Независимо от программной начинки такая трубка с легкостью справляется с большинством придуманных для смартфонов задач: доступ в Интернет, видео, музыка, чтение книг, навигация, не говоря уже о традиционных звонках и SMS.
Если наложить один тренд на другой, то получится, что года через три (в худшем случае к 2015 году) большинство жителей планеты будут пользоваться не просто телефонами, а существенно подешевевшими к тому времени смартфонами и быстрым мобильным Интернетом. Казалось бы, вот он — предел технологического развития, гаджет-коммунизм! Счастье для всех и каждого, кроме, разумеется, акционеров Nokia, Samsung, Sony Ericsson, Vodafone, Orange и десятков других компаний-производителей и операторов. Люди, инвестировавшие деньги в мобильную индустрию, привыкли к быстрому росту прибылей и отдаче от вложений на протяжении десятилетий. А значит, мобильным компаниям нужно уже сегодня лезть из кожи вон, чтобы придумать, на чем они будут зарабатывать завтра.
Дело — труба
И, кажется, они придумали. С кем бы вы ни заговорили на MWC 2010, все — и тайваньские производители микроэлектроники, и европейские сотовые операторы, и американские поставщики софта — говорят об одном и том же: мобильных "облачных" вычислениях. "Абоненты хотят постоянно быть подсоединены к мобильному Интернету, где бы они не находились, каким бы устройством не пользовались, — рассуждает Пол Стразерс, директор по маркетингу и развитию региональных рынков Amdocs. — Для операторов это означает необходимость предоставить клиенту доступ к его "облаку", в котором хранятся его данные, контакты, фильмы, причем с любого устройства — мобильного телефона, компьютера, телевизора".
Логично, что новые программы и услуги будут не разрабатываться для конкретной модели телефона или даже операционной системы, а доставляться и оплачиваться по сети в нужный момент. Начало этому движению уже положено. Так, сервис OnLive уже сегодня позволяет арендовать игровое время на собственных серверах и играть в игры с богатой графикой на любом подручном устройстве вплоть до iPhone. Или мечта всех туристов — переводчик с одного языка на другой в реальном времени. По отдельности все его компоненты (распознавание голоса, сам перевод, синтез речи) существуют уже сегодня. Но даже на самом мощном смартфоне такую программу не запустишь, то есть без "облака" никуда.
Итак, новая модель взаимоотношений мобильной индустрии с абонентами — это поставка не товаров, а услуг. Что в итоге должно быть экономически более выгодным. Ведь цель — не просто получить с абонента деньги единоразово (скажем, продав ему телефон), а подписать клиента на тот или иной пакет сервисов. Рамки соперничества при этом становятся на порядок шире, чем еще годом ранее. Кто бы мог представить, что Apple и Nokia будут конкурировать с Google и Adobe, Vodafone и China Mobile? Предмет битвы — кто и как будет предоставлять доступ к "облаку" абонентам?
Облики облака
Крупнейшие анонсы MWC 2010 — как раз из софтверной, "облачной" сферы. Причем большинство объявлений так или иначе были инспирированы не присутствовавшими на конгрессе американскими Apple и Google. Так, в первый же день выставки 24 мобильных оператора, обслуживающие более чем 3 млрд пользователей по всему миру, включая China Mobile, Orascom Telecom, AT&T, Vodafone и даже работающий на рынках СНГ "ВымпелКом", объявили о создании альянса WholeSale Applications — открытой платформы по доставке мобильных приложений для собственных абонентов.
Операторам, очевидно, не дает спокойно спать сервис Apple App Store: американский производитель телефонов берет процент с каждой проданной через этот магазин программы. Впрочем, не спится не только операторам. Свою серьезную заявку на победу в битве "под облаками" подготовила южнокорейская Samsung. В 2009 году Samsung обогнала по доходам HP, став крупнейшей технологической компанией в мире. Поэтому и амбиций у нее хоть отбавляй. На MWC 2010 компания представила не только магазин Samsung Apps, который будет работать в 50 странах, но и первый телефон на основе собственной платформы bada — Samsung Wave.
Глядя на нарастающую конкуренцию, взяться за руки решили даже крупнейшие игроки рынка. Intel и Nokia во время MWC 2010 объявили о намерении объединить свои наработки в области мобильных платформ — соответственно Moblin и Maemo — в единой инициативе MeeGo. На MeeGo, как ожидается, смогут работать не только смартфоны и коммуникаторы, но и нетбуки, планшеты и другие гаджеты, первые из которых выйдут на рынок уже в этом году. Программы для MeeGo будут продаваться через Ovi Store, принадлежащей Nokia. Помимо очередной заявки на владение каналом доставки приложений пользователю в MeeGo прослеживается еще один модный тренд, начало которому положила та же Apple. Этот тренд — универсализация платформ. Так, программы, написанные для телефона Apple iPhone, могут выполняться и на планшете iPad.
Лидеры и аутсайдеры
Прыткости конкурентов явно недостает американской Microsoft. MWC 2010 стал площадкой для демонстрации кардинально обновленной мобильной операционной системы Windows Phone 7 Series, которая, как обещал привезший новинку на конгресс гендиректор Microsoft Стив Баллмер, исправит все недочеты предыдущих версий. Впрочем, итогов работы над ошибками ждать еще долго: в продаже устройства с мобильной "семеркой" появятся только к новому году. В демонстрациях на плазменных тач-скринах на MWC Microsoft пообещала "бесшовную" интеграцию "семерки" с социальными сетями, мультитач, а также магазин программ Microsoft Marketplace. Как едко отмечают аналитики, — то, что у других производителей есть и работает уже не первый год.
Свою поддержку Windows Phone 7 пообещали традиционные партнеры Microsoft — Dell, Garmin, Asus, HTC, HP, LG, Samsung, Sony Ericsson, Toshiba, Quallcom. С другой стороны, презентация не обошлась и без ложки дегтя: об отказе от поддержки мобильной Windows объявил крупнейший провайдер интернет-телефонии Skype. Так или иначе, одними обещаниями сыт не будешь: присутствие Microsoft на мобильном рынке продолжает падать: с 11,8% в 2008 году до 8,7% в 2009-м (данные Gartner). Долю у Windows активно отъедают iPhone, Google Android и BlackBerry.
Еще одна жертва новичков — консорциум Symbian, до последнего времени обладавший крупнейшей рыночной долей. На MWC фонд Symbian представил новую версию ОС Symbian^3 впервые с полностью открытым кодом. S^3 поддерживает HD-видео, обладает новой графической архитектурой и готова к работе в сетях 4G. Успех новинки, впрочем, зависит от поддержки производителей телефонов, многие из которых, как показал конгресс, пустились в создание собственных платформ.
И, наконец, третья темная лошадка — бывшая некогда лидером рынка американская Motorola. Несмотря на новаторские телефоны, представленные на MWC, в частности притягательный андроид-фон Motorola Quench, компания пока так и не раскрыла свою стратегию в области онлайн-сервисов.
Какая стратегия в итоге окажется выигрышной: разрабатывать ли собственную мобильную платформу или лицензировать чужую? И если лицензировать, то что именно: Android, Windows, Symbian или новые разработки? В конечном счете ответ на этот вопрос должны дать абоненты. Впрочем, пока не ясно, как сами клиенты сотовых операторов и покупатели смартфонов отнесутся к новой стратегии сотовой индустрии. Будут ли востребованы все те услуги, которые предлагают рынку его игроки, готовы ли будут абоненты к новой модели оплаты сервисов?