Сейчас позиции "дочек" "Связьинвеста" сильны только в сфере фиксированной связи. В сфере мобильной связи, которая названа главным приоритетом развития, ситуация оставляет желать лучшего. Сейчас "дочки" "Связьинвеста" занимают долю лишь 6% по доходам от услуг сотовой связи в России, притом что каждый из операторов "большой тройки" контролирует свыше 25%.
Чтобы стать "национальным чемпионом", компания может действовать двумя способами: органическое развитие и строительство собственных сетей или покупка крупных игроков телекоммуникационного рынка. Второй вариант глава Минкомсвязи Игорь Щеголев называл наиболее приоритетным — он бы позволил в короткие сроки ликвидировать отставание от лидеров рынка. При этом лучшим вариантом была бы покупка одного из операторов "большой тройки", что сразу бы дало холдингу помимо количественной прибавки допуск к московскому рынку. Купить МТС и "ВымпелКом" у "Связьинвеста" уже не получится — акционеры этих операторов наотрез отказываются продавать активы. Остается надежда на покупку "МегаФона". Предприниматель Алишер Усманов, владеющий 31,1% оператора, рассматривает возможность уступить свою долю "Связьинвесту". Объединение со "Связьинвестом" выгодно как акционерам "МегаФона", так и государству, считают представители компании "АФ Телеком", через которую г-н Усманов владеет оператором. Но другие акционеры "МегаФона" — TeliaSonera и Altimo — пока не высказывают сильного желания продать свои доли.
Рассматривается также покупка и одного из крупных региональных операторов— Tele 2, СМАРТС или "Мотива". Однако этот вариант не даст возможности в сжатые сроки создать полноценный федеральный оператор.
Еще один вариант — органическое развитие — практически не даст шансов "Связьинвесту" занять существенную долю на российском телеком-рынке. Компании придется активно вкладываться в ШПД-инфраструктуру, сотовую связь, а также магистральные каналы — инфраструктуры "Ростелекома" может не хватить для растущего объема трафика. "Связьинвест" готов и к такому развитию событий и уже пытается застолбить частотный диапазон, участвуя и побеждая в конкурсах на WiMAX-частоты. Этот ресурс в дальнейшем компания сможет использовать для развития сотовой связи четвертого поколения (4G) по технологии LTE.
"Без крупных покупок "Связьинвесту" вряд ли удастся составить серьезную конкуренцию "большой тройке". Идеальный вариант — покупка "МегаФона", при условии, что государство сможет помочь холдингу провести сделку. Но наиболее вероятный вариант развития событий — покупка крупного регионального игрока", — говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов. Самостоятельно отнять серьезную долю у существующих игроков у "Связьинвеста" не получится, уверен аналитик. "Рынок уже поделен, затраты холдинга на развитие собственной сети будут значительными, а эффект — низким", — пояснил он.
"Действительно, значимые позиции занять "Связьинвесту" без покупки оператора "большой тройки" очень трудно. Проникновение превышает 140%, резервов для роста абонентской базы уже нет. Пытаться построить успешного оператора, переманивая абонентов у лидеров, и быть при этом финансово успешным, невозможно", — соглашается аналитик "Уралсиба" Константин Белов. По его мнению, хорошие стартовые позиции в LTE вряд ли помогут "Связьинвесту". "Позиции "большой тройки" очень сильны, и в первую очередь сейчас основное — это голосовые услуги, а для этого достаточно и GSM", — пояснил он.
Что же касается LTE, с одной стороны, "Связьинвест" будет иметь наилучший частотный ресурс, так как сейчас он уже получает частоты в регионах. У "большой тройки" же такого ресурса нет. С другой стороны, Илья Федотов считает, что полноценного внедрения четвертого поколения в России не стоит ожидать ранее чем через пять лет. "Пока к этому не готовы ни производители оборудования, ни абоненты, у которых просто не будет поддерживающих технологию мобильников", — пояснил Илья Федотов.
На рынке ШПД у компании, напротив, неплохие шансы укрепить лидерство. "30 млн абонентов голосовых услуг, которые сейчас есть у МРК, — это потенциальные пользователи ШПД", — считает Илья Федотов.
Заявленная синергия от реорганизации "Связьинвеста" составляет 30 млрд руб. Основные направления экономии — сокращение избыточного административного персонала и скидки при более крупных закупках оборудования. Есть и третий серьезный плюс для компании — более выгодные кредиты. Реорганизация "Связьинвеста" обеспечит компании высокий кредитный рейтинг, что даст ей возможность привлекать заемные средства в большем объеме и на более выгодных условиях, надеется генеральный директор "Связьинвеста" Евгений Юрченко. "Общая синергия может быть и выше, чем подсчитал "Связьинвест". Компания сможет по меньшей мере экономить 400 млн долл. ежегодно", — считает Илья Федотов.
В 2010—2011 годах "Связьинвест" намерен сфокусироваться на растущих рынках. В первую очередь холдинг будет развивать ШПД и мобильную связь. У компании есть планы и по развитию на рынке Москвы. ШПД планируется развивать на базе "Центрального телеграфа", при этом рассматривается возможность приобретений. По неофициальной информации, компания ведет переговоры о покупке с двумя столичными операторами — "Акадо" и NetByNet. Мобильную связь в Москве "Связьинвест" сможет развивать, получив "Скай Линк" в рамках сделки по обмену активов между АФК "Система" и государством. Но для полноценных услуг мобильной связи одного "Скай Линка" "Связьинвесту" недостаточно, поэтому холдинг рассматривает возможность запустить виртуальный оператор (MVNO) с одной из компаний "большой тройки". Помимо этих ключевых направлений бизнеса "Связьинвест" готов инвестировать и в другие менее крупные сегменты. Как сообщается в презентации для комитета по стратегии холдинга, "Связьинвест" интересует бизнес в сфере платного ТВ, а также центров обработки данных.