Принятых Госкомиссией по радиочастотам (ГКРЧ) мер в отношении фемтосот оказалось недостаточно для их массового распространения. На международной конференции "Перспективы Femtocell в России" компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) предложила принять еще несколько регуляторных изменений, которые позволят начать использование фемтосот на массовом рынке. "ВымпелКом" тем временем считает, что внедрение фемтосот на массовом рынке пока экономически нецелесообразно.
Как ранее сообщал ComNews, в феврале Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) утвердила упрощенный порядок установки фемтосот (см. новость ComNews от от 24 февраля 2010 г.). Фемтосоты представляют собой альтернативу стандартным базовым станциям: это маломощная БС, создающая 3G-покрытие внутри небольших зданий (применение целесообразно на площади до 6 тыс. кв.м.). Впервые в Европе фемтосоты запустила компания Vodafone в Великобритании. В России внедрение фемтосот на массовом рынке было затруднено законодательными ограничениями.
Как заявил на международной конференции "Перспективы Femtocell в России" директор по проектам департамента по развитию продуктов и конвергентных решений компании "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Алексей Алексеев, упрощенный порядок установки фемтосот сокращает длительность сдачи базовых станций в коммерческую эксплуатацию с 14 месяцев до 5. "Однако для того чтобы клиент имел возможность купить и в тот же день начать законно использовать фемтосоту, необходимо пересмотреть процедуры взаимодействия с Роспотребнадзором и Роскомнадзором", - отметил Алексей Алексеев.
На его взгляд, нужно отменить необходимость санитарного паспорта на объект, где планируется установка фемтосот. "Надо заменить ее наличием санэпидемиалогического сертификата на ввозимую продукцию и единоразово закрепить условия эксплуатации фемтосот в жилых, офисных, производственных помещениях, обязав операторов соблюдать эти условия и нести ответственность", - уверен Алексей Алексеев. Кроме того, МТС предлагает подготовку проектной документации на объект заменить типовым проектом, не требующим экспертизы в Роспотребнадзоре и определить условия уведомительной подачи проектной документации в течении определенного срока после начала эксплуатации фемтосоты.
"В результате операторам не потребуется получение разрешений, а это 3,5 месяцев процедурных процессов и 35 тыс. руб. накладных затрат на запуск каждого объекта с использованием фемтосот, - полагает Алексей Алексеев. – В случае, когда удастся изменить регуляторику, фемтосоты станет возможно использовать на массовом рынке".
Ведущий специалист дирекции технологического развития группы компаний "ВымпелКом" Зоя Романенко отмечает, что пока внедрение фемтосот на массовом рынке нецелесообразно. "Массовое внедрение фемто базовых станций у абонентов в настоящее время невыгодно из-за высокой стоимости решения, - комментирует Зоя Романенко. – Активному внедрению фемтосот в торговых центрах и местах скопления абонетов препятствует низкий процент 3G-терминалов. Пока основной рынок внедрения фемтосот – корпоративные клиенты".
"Мы рассматриваем разные модели выхода на рынок фемтосот с точки зрения наибольшей экономической эффективности для компании и востребованности у абонентов, - комментирует менеджер по связям с общественностью ОАО "МегаФон" Людмила Игнатьева. - Широкое распространение фемтосот позволит операторам улучшить покрытие сети и повысить качество связи".
"Думаю, рынок фемтосот не будет массовым, - говоритруководитель нормативно-правовой секции Ассоциации региональных операторов связи Василий Левчик. - Это нишевый продукт для мест, где плохой сигнал у обычных базовых станций".