"Большая тройка" сотовых операторов приняла решение не взимать с московских абонентов деньги за SMS-сообщения, отправленные в день терактов в столичном метро. Также операторы произвели информирование абонентов об экстренной ситуации, которое, впрочем, эксперты считают неэффективным.
"Мобильные ТелеСистемы", "Вымпелком" и "Мегафон" приняли решение не взимать деньги за SMS-сообщения, отправленные московскими абонентами в понедельник, 29 марта, на номера любых российских сотовых операторов. У всех трех операторов речь идет о сообщениях, отправленных с 8 утра до полуночи. Деньги за данные сообщения будут возвращены на счет абонентов автоматически. Операторы объяснили свои действиями произошедшими утром в понедельник терактами в московском метро и необходимостью предоставить возможность людям связаться со своими близкими.
Теракты привели также и к повышенным нагрузкам на сотовые сети, которые наблюдались в первую половину дня. Как уточнили в "Вымпелкоме", трафик вырос в 2,5 раза по сравнению с обычным рабочим утром, и абоненты могли испытывать трудности с дозвоном, особенно в центре Москвы, в период с 8:45 до 15:00. Пик нагрузки пришелся на 10 утра. Из-за сложившейся ситуации "Вымпелком" с 10:45 до 16:00 отключал сотовую связь третьего поколения (3G), что позволило снизить сигнальную нагрузку на сеть. Аналогичную меру предприняли и в МТС, а вот в "Мегафоне" сообщили, что сеть 3G продолжала работать.
В связи с произошедшим глава МЧС Сергей Шойгу призвал сотовых операторов отправить SMS-сообщения своим абонентам с просьбой связаться с родными и близкими, что должно было помочь уточнить число пострадавших в ходе теракта. Однако операторы предпочли другого рода информирование – об изменении маршрутов городского транспорта и телефонах экстренных служб. "Вымпелком" и "Мегафон" осуществили оповещение путем рассылки SMS-сообщений. Правда, многим пользователям сообщения не дошли: опрошенные корреспондентом CNews абоненты этих операторов рассказали, что не получали SMS-сообщения.
МТС предпочел другой способ уведомлений – через технологию Cell Broadcast, позволяющую передавать информацию абонентам в широковещательном режиме, не загружая голосовые каналы. Соответствующие сообщения отображаются на дисплее телефона в виде бегущей строки. Правда, уведомления могли получить только те абоненты, кто подписан на бесплатную услугу "МТС Новости" и является обладателем специальной SIM-карты с поддержкой данной технологии.
Технологию Cell Broadcast использовал также и "Мегафон". Но, по всей видимости, как и в случае с МТС для получения информации необходимо быть подписчиком бесплатной услуги "Калейдоскоп" и обладателем соответствующей SIM-карты. По крайней мере, несколько абонентов "Мегафона" также сообщили CNews, что не получали подобного рода уведомлений. Еще один способ, к которому прибег "Мегафон" - это технология USSD. Когда абонент с помощью USSD-запроса заказывает подключение/отключение какой-либо услуги, у него на дисплее телефона отображается ответ. В понедельник в качестве подписи к этому ответу прикреплялась информация об экстренных службах.
Эксперт CNews Analytics Александр Морошкин констатирует неэффективность осуществленных сотовыми операторами способов уведомления. "По SMS в принципе невозможно в массовом порядке всем абонентам передать какую-либо информацию, поскольку у каждого SMS-центра есть технические ограничения, - говорит Морошкин. - Cell Broadcast – более подходящий в таких случаях вариант. Однако, к сожалению, установленные у наших сотовых операторов решения позволяют проинформировать только тех абонентов, кто подписан на соответствующие информационные каналы, а это крайне небольшая часть от общего числа пользователей".