Операторы связи, работающие в Петербурге, в этом году намерены укрепить свое присутствие на региональных рынках. О планах региональной экспансии уже объявили не только компании, претендующие на федеральный охват, но и местные игроки. Региональные рынки сейчас находятся в стадии передела, поучаствовать в котором может любая компания, располагающая средствами на приобретение сторонних активов. Как подчеркивают участники рынка, быстрее всего окупаются инвестиции в корпоративную связь и в то же время вложения, сделанные на массовом рынке широкополосного доступа в регионах, выглядят более чем перспективно и обеспечивают стабильность бизнесу оператора.
В течение 2009 года на региональном рынке, по данным iKS-Consulting, операторы сумели подключить порядка 9 млн домохозяйств, в то время как по Москве и Петербургу набрали на 46% меньше (4,2 млн подключенных квартир).
В Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) конкуренцию дочерней компании "Связьинвеста" "Северо-Западному телекому" (СЗТ) способны составить сразу несколько операторов: "Билайн", "Петерстар" и "Комстар". Причем "Билайн" и "Петерстар" уже сейчас уверенно чувствуют себя в корпоративном секторе, но с одной оговоркой — речь идет только о городах присутствия.
"Петерстар" обслуживает юридических лиц в Карелии, Великом Новгороде, Пскове, Архангельске, Вологде, Мурманске и Калининграде. У "Билайна" охвачены все региональные центры, а также некоторые поселки, но, по словам менеджера по связям с общественностью Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом" Марии Балутиной, специфика корпоративного рынка такова, что оператор протягивает сеть только в те населенные пункты, в которых у него есть клиенты.
На рынке интернет-доступа для частных лиц вероятность того, что хотя бы один из операторов сумеет пошатнуть лидерство СЗТ, пусть и в долгосрочной перспективе, сведена до минимума. На конец 2009 года СЗТ подключил порядка 882 тыс. абонентов, и, согласно планам "Связьинвеста", оператор уже в этом году перешагнет барьер в 1 млн домохозяйств. В 2009—2010 годах СЗТ неоднократно модернизировал тарифы в большинстве районных и областных центров региона, поднимая скорости и снижая цены. Именно такие населенные пункты наиболее перспективны с точки зрения наращивания абонентской базы, и туда в первую очередь тянутся его конкуренты.
В то же время представители операторов отмечают, что отсутствие большого числа конкурентов на территории СЗФО позволяет быстро закрепиться на новом рынке. "Выручка в целом по филиалу за 2009 год выросла более чем на 30%, а рост абонентской базы по услуге доступа в Интернет был значительно выше рынка — около 40%. Свою долю рынка ШПД в городах присутствия в Северо-Западном административном округе мы оцениваем в 15%, рынка кабельного телевидения — около 60%", — пояснил коммерческий директор "Комстар Северо-Запад" Денис Крамаренко.
Региональными проектами заняты не только крупнейшие участники российского телекома, но и локальные операторы, чьи интересы еще несколько лет назад не простирались за пределы "своего" города. Эти операторы выходят на региональные рынки, скупая представленные там компании, так как строительство собственных разветвленных магистралей не вписывается в их бюджет. Петербургская компания "ПиН Телеком" (домашняя сеть "Антхил"), которая в прошлом году более чем в два раза увеличила количество абонентов за счет приобретения сетей "Ниеншанц-Хоум" и "Дженерал Нет", намерена реализовать ряд проектов на территории северо-запада. В компании рассматривают варианты развития и в других регионах России. По мнению директора по маркетингу "ПиН Телеком" Ксении Караджа, при ведении региональных проектов строительство собственной сети и приобретение местных активов все-таки необходимо совмещать. "Своя магистраль позволяет сделать интернет-доступ качественным и не зависеть от других участников рынка. Покупка другого провайдера дает возможность оперативно проникать на новые рынки", — уточняет она.
Корпоративный сектор также готов идти в регионы. Компания "Смарт Телеком" в 2009 году выкупила контрольный пакет оператора "VMB-Сервис", разрабатывавшего проекты в Ростове и Краснодаре. Гендиректор "Смарт Телекома" Андрей Суходольский, комментируя сделку, уточнял, что для оператора имеет смысл сооружать региональную инфраструктуру только при наличии конкретного клиента. "Однако для компании, рассчитывающей на дальнейшее развитие, крайне желательно обеспечить предоставление услуг на территории ближайших регионов (в частности, на северо-западе), чтобы оказывать поддержку клиентам с разветвленной филиальной структурой", — отмечает он сегодня.
Региональные проекты оператора "Вестколл" в Ленинградской области, Рязани и Волгограде появились на базе местных сетей, выкупленных компанией. Директор петербургского филиала "Вестколл" Виктория Тихонова не исключает, что к концу 2010 года оператор выйдет на рынки еще пяти городов. "Развивая проекты в регионах России, "Вестколл" ориентируется в первую очередь на B2B-сегмент. Но наш опыт — особенно опыт ведения бизнеса во время экономического кризиса — показал, что B2B-сегмент значительно больше подвержен негативным колебаниям в период ухудшения экономической ситуации. В то же время на уровень дохода на рынке услуг для частных лиц экономический кризис практически не повлиял", — уточняет г-жа Тихонова.