Федеральная комиссия по связи, верховный американский регулятор телекоммуникационного рынка, сегодня сообщила о том, что крупнейшие американские интернет-провайдеры, в частности Comcast или AT&T, будут регулироваться по более жестким нормам и более строгой нормативно-правовой базе.
Данный шаг открывает Комиссии дверь к созданию так называемых "чистых правил сетевого нейтралитета", который бы явным образом запрещали операторам отдавать приоритет одному контенту в ущерб другого. Ранее в поддержку сетевого нейтралитета высказались все крупные интернет-компании, такие как Google, Amazon, Microsoft и другие. Также в поддержку сетевого нейтралитета выступают многочисленные правозащитные организации.
Financial Times отмечает, что ранее многие телекоммуникационные компании подали коллективный иск в Верховный апелляционный суд США, где сообщили, что сети являются их собственностью и они оставляют за собой право регулировать доступ к контенту исходя из собственных принципов. Суд не поддержал такую позицию.
Теперь в Федеральной комиссии по связи говорят, что намерены переписать второй раздел свода законов, регулирующих телекоммуникационную отрасль. Именно во втором разделе уделяется большое внимание регулированию рынка интернет-услуг. Впрочем, в комиссии уверяют, что не будут перегибать палку и попытаются установить "обоснованные границы для нормативных актов". Кроме того, отмечается, что местные операторы связи вряд ли вообще заметят какие-либо перемены, так как большая часть новых регулирующих норм касается магистральных операторов связи.
Стоит отметить, что в США дискуссии в отношении сетевого нейтралитета разгораются нешуточные.
Для того, чтобы объяснить суть дискуссии, придется ненадолго заглянуть в историю Интернета. Еще лет десять назад стало очевидно, что крупные провайдеры могут иногда отдавать приоритет своему трафику в ущерб аналогичному трафику конкурентов. Связь с "чужими" сетями замедлялась, становилась менее стабильной – особенно, если приоритеты устанавливали крупные телекоммуникационные компании, пропускающие по своим каналам огромные объемы данных. Сложившаяся ситуация, несмотря на внешнюю безобидность, представляла собой реальную угрозу Интернету, ведь его главная сила как раз в связности различных сетей. Для архитекторов Сети нет ничего страшнее, чем ее своего рода "феодальная раздробленность" – разделение на огромные зоны, доступные для клиентов одного провайдера и недоступные клиентам другого.
С другой стороны, ускорение доступа к собственным или дружественным сайтам и замедление доступа к сайтам конкурентов весьма выгодно провайдерам, хотя это и попахивает нарушением антимонопольного законодательства. Требовалось веское "государственное слово", чтобы выяснить, как быть дальше. Так уж вышло, что на вынесение этого вердикта потребовалось целых четыре года. Поначалу – в 2005 году – Федеральная комиссия по связи выработала и обозначила в документе о политике представления широкополосного доступа главные принципы взаимодействия провайдеров с абонентами и друг с другом.
Хотя эти принципы и не имели значимой юридической силы, они, однако, излагали точку зрения государства на проблему – причем не на одну, а на целых четыре. Чиновники США в 2005 году постановили, что пользователь должен всегда иметь право на доступ к любому законному контенту, право запускать легальные приложения и сервисы, выходить в Интернет с любых устройств, которые не наносят вред Сети. Наконец, им должна быть предоставлена возможность выбирать как Интернет-провайдеров, так и любых других, включая поставщиков контента.
Концепцию, подразумевающую отсутствие "любимчиков" среди пакетов с данными, назвали сетевым нейтралитетом.
К 2008 году дискуссия о сетевом нейтралитете разгорелась не на шутку. Этому, в частности, способствовали попытки правообладателей бороться с файлообменниками. В результате этих попыток и сопутствующих переговоров некоторые крупные Интернет-провайдеры специально замедляли прохождение файлообменного трафика, иногда объясняя свое решение большими нагрузками на сеть.
Как видно, прямого нарушения четырех принципов открытого Интернета здесь не было. Именно поэтому в сентябре 2009 года Федеральная комиссия по связи предложила еще два принципа. Первый из новых принципов отменяет дискриминацию любого легального контента, приложений и службы – вне зависимости от того, из какого уголка Сети к нему получил доступ пользователь. Второй принцип обязывает провайдеров раскрывать свои правила, связанные с управлением сетями.
В октябре, как уже говорилось, был принят черновик документа, который перечисляет все шесть принципов и в будущем станет основой для юридически значимого акта. Однако пока процедура "облагораживания" Сети продвигается весьма медленно. Дело в том, что "дискриминация" некоторых пакетов с информацией необходима с технической, а некоторых – с гражданской точки зрения.
Трафик бывает разным. Если, например, это видеоролик, нельзя допустить, чтобы пакеты данных задерживались в пути или шли к зрителю разными маршрутами – их следует доставить как можно быстрее. Считать ли использование такого механизма нарушением? Или это просто конкурентное преимущество? Могут ли компании брать дополнительные деньги за то, чтобы канал связи обеспечивал правильное прохождение пакетов? Все это – вопросы, на которые так сразу не ответишь.
Часть трафика власти разрешают блокировать. Так, на усмотрение провайдера останется управление проходящим через него спамом, а также незаконным контентом – таким как детская порнография или пиратские программы и фильмы. Наконец, как говорится в пресс-релизе комиссии, есть трафик, которому просто необходимо давать зеленый свет. Это срочные сообщения, пакеты данных, предназначенные для таких спецпользователей, как правоохранительные органы. При обеспечении общественного порядка и безопасности не до жесткого соблюдения принципов.