В связи с принятием Госдумой РФ ранее отклоненного Советом Федерации законопроекта "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" Ассоциация российских банков (АРБ) выступила с заявлением, в котором говорится, что вступление законопроекта в силу неизбежно приведет к дестабилизации существующей системы приема платежей и создаст повышенные риски нарушения прав граждан – плательщиков.
С просьбой рекомендовать президенту РФ отклонить законопроект Ассоциация обратилась сегодня в администрацию президента и правительство РФ. Президент АРБ Г.А. Тосунян направил письма в адрес руководителя администрации президента РФ С.Е. Нарышкина, помощника президента РФ А.В.Дворковича, начальника экспертного управления президента РФ И.В.Ломакина-Румянцева, помощника президента РФ – начальника государственно-правового управления Л.И. Брычевой и заместителя председателя правительства РФ – руководителя аппарата С.С. Собянина.
В этих письмах, в частности, говорится, что "в своей первоначальной редакции законопроект предусматривал включение в статью 54 федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" "О порядке расчетов за услуги связи" отсылочной нормы к законодательству о приеме платежей физических лиц. Однако во втором чтении в законопроект были включены несколько дополнений, в соответствии с которыми операторы связи, которым в соответствии с указанным федеральным законом вносится оплата за услуги связи, а также привлекаемые ими операторы связи и иные лица вправе осуществлять расчеты с пользователями услуг связи и взимать оплату за услуги связи при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, или банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В такой редакции, - отмечается в письмах,- указанные изменения противоречат целому ряду специальных правовых норм о приеме платежей физических лиц, а также содержат ряд серьезных концептуальных недостатков, вследствие чего принятие названных изменений повлечет значительные негативные последствия в сфере правового регулирования приема платежей". По мнению АРБ, внесенные поправки противоречат законам № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В частности, законом № 103-ФЗ предусмотрено, что в приеме платежей вправе участвовать исключительно поставщик услуг, оператор по приему платежей (он же платежный агент) и платежный субагент.
Данный состав субъектов, имеющих право осуществлять прием платежей, в результате принятого законопроекта "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", дополнен "привлекаемыми" операторами связи и "иными" (то есть любыми другими) лицами. Однако обязанности указанных в законопроекте "привлекаемых операторов связи и иных лиц" не определены, в частности к ним не предъявляются требования о наличии статуса оператора по приему платежей. В этой связи указанные лица оказываются необоснованно освобождены от обязанностей, возложенных статьей 4 Закона № 103-ФЗ на операторов по приему платежей.
Кроме того, отмечается, что принятый законопроект никак не регулирует вопрос о том, кто должен осуществлять контроль за деятельностью привлекаемых операторами связи "иных лиц", а также в какой форме (наличной или безналичной) осуществляются расчеты "привлекаемых операторов связи и иных лиц" с пользователями услуг связи.
Используемый в законопроекте термин "привлекаемые" не позволяет определить форму такого "привлечения", а значит допускает использование любых правовых форм (например, по договору подряда) и исключает возможность контроля за деятельностью по приему платежей за услуги связи, говорится в заявлении.
В конце письма АРБ делает вывод о недопустимости принятия законопроекта в редакции, одобренной Государственной Думой ФС РФ.