"Мегафон" может праздновать победу: по числу абонентов в России он занял второе место, опередив "Вымпелком". Аналитики видят причиной снижения позиции "Вымпелкома" в экономии оператора на издержках.
"Мегафон" обогнал своего конкурента "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") по числу абонентов в России, следует из отчета AC&M Consulting по российскому сотовому рынку за апрель 2010 г. Более того, AC&M уточнили данные по абонентам "Вымпелкома" за март, согласно которым получается, что "Мегафон" занял вторую строчку в рейтинге крупнейших по размерам абонентской базы сотовых операторов еще в марте. За тот месяц число пользователей "Мегафона" составило 51,643 млн, тогда как у "Вымпелкома" - 51,254 млн абонентов (по прежним данным у оператора насчитывалось 52,188 млн клиентов).
В апреле же число абонентов "Мегафона" составило 52,038 млн (рост за месяц – 0,76%), "Вымпелкома" - 50,832 (падение – 0,8%). Теперь доля "Мегафона" в России составляет 24,6%, "Вымпелкома" - 24%. Лидером рынка по-прежнему остаются "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) с 32,9% долей и 69,728 млн абонентов (рост за месяц – 0,93%).
Впрочем, в столице "Вымпелком" остается на второй строчке: его доля на московском рынке составляет 34,6%. У МТС в Москве 41,2% рынка, у "Мегафона" – 22,5%. Кроме того, если сравнивать общую абонентскую базу, то "Вымпелком", который обладает активами в странах СНГ и Юго-Восточной Азии, также опережает "Мегафон". Число пользователей бренда "Билайн" в мире сейчас составляет 64,555 млн, практически не изменившись за месяц. У "Мегафона", который за пределами России обладает сетями только в Абхазии, Таджикистане и Южной Осетии, общее число абонентов составляет 52,469 млн (рост – 0,8%).
Общее число клиентов МТС достигло 103,215 млн, увеличившись за месяц на 0,8%. МТС также стал лидером по чистым подключениям в России в апреле с долей 33,8%. У "Мегафона" этот показатель составил 32,4%, на третьем месте Tele2 с долей в 29,8%.
Аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский отмечает, что опережение "Мегафоном" "Вымпелкома" не стало неожиданностью. "Мегафон" удерживает лидерство по подключениям уже два года подряд, - напоминает Погребинский. - К тому же "Вымпелкому" после приобретения в начале 2008 г. компании Golden Telecom за $4,24 млрд пришлось сократить расходы на маркетинг, капитальные затраты и пр., что не могло не сказаться на результатах его работы".
Впрочем, по мнению гендиректора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, для "Вымпелкома" нет отрицательных моментов в отставании от "Мегафона". "В последнее время рост абонентской базы достигается за счет реализации SIM-карт промоутерами, которые раздают их бесплатно, - утверждает аналитик. - То, что "Вымпелком" стал менее активно использовать эту схему, можно только занести ему в плюс". К тому же Брюквин обращает внимание на то, что в I квартале текущего года чистая прибыль "Мегафона" по сравнению с прошлым годом снизилась на 7,3% до 10,283 млрд руб. "Эта цена, которую "Мегафон" заплатил за лидерство", - отмечает аналитик.
В прошлом году гендиректор "Вымпелкома" Александр Торбахов говорил в интервью CNews, что целью компании является не уровень продаж и число абонентов, а размер выручки. Погребинский из AC&M соглашается, что главный показатель – не абонентская база, а выручка. Поэтому для полноценного сравнения "Мегафона" с "Вымпелкомом" следует дождаться финансовых результатов работы последнего за прошедший квартал, считает аналитик.