Рост спроса на мобильный интернет в России стал одним из факторов, смягчивших падение рынка телекоммуникационного оборудования в 2009 г. в Центральной и Восточной Европе.
В 2009 г. лишь один из трех основных сегментов рынка телекоммуникационного оборудования показал рост. Речь идет об оборудовании для дома и малых офисов (SOHO) и малых и средних предприятий (SME). Другие два сегмента показали снижение – это крупные предприятия и операторы связи. Такие данные содержатся в отчете исследовательской компании PMR, посвященном продажам оборудования в Центральной и Восточной Европе в период с 2007 по 2012 гг. (отчет учитывает продажи только в Чешской Республике, Польше, Румынии и России).
В 2009 г. возрастающий тренд сохранил только сегмент SOHO/SME, тогда как два другие сегмента показали отрицательную динамику впервые за 3 года, отмечается в отчете.
Несмотря на то, что рост сегмента SOHO/SME сохранился, рынок продемонстрировал снижение динамики, что стало следствием падения продаж и изменения структуры спроса. В 2009 г. клиенты в основном склонялись к выбору более дешевых вариантов. Это привело к увеличению продаж некоторых поставщиков в Чешской Республике и Польше, которые изначально специализировалась на недорогих решениях (включая Tenda и TP-Link). И хотя сокращение произошло и в других сегментах, в сегменте SOHO/SME его величина стала не такой большой.
Сравнительно высокие темпы роста сегмента SOHO/SME в 2007-2009 гг. стали следствием недостаточного уровня проникновения оборудования. Спрос на него был подкреплен фактом расширения географии услуг в указанный период. Вследствие этого расширения потребители начали приобретать новое оборудование, которое позволяло подключиться к интернету и предлагало увеличенную скорость.
В 2009 г. наибольшее снижение (на 8%) показал сегмент оказавшихся в сложном финансовом положении крупных предприятий. В результате трудностей с получением кредитов и снижения платежеспособности они первым делом начали экономить на расширении своих ИТ-инфраструктур, и сетевое оборудование заняло в списке экономии одну из первых строк.
Роль компенсатора сыграли инвестиции операторов связи в развитие мобильных сетей второго и третьего (3G) поколений, а так время реализации этих проектов было разным в течение года, в сравнении с предыдущими годами динамика инвестиций изменилась незначительно. Затраты операторов связи на развитие сетей в 2009 г. составили €2,36 млрд. По сравнению с 2008 г. они увеличились на $220 млн с $2,14 млрд. В 2008 г. было инвестировано $1,69 млрд. И хотя новая сумма оказалась достаточно существенной для операторского сегмента, ее все равно оказалось недостаточно для того, чтобы компенсировать сокращение сегмента полностью, которое составило 1%.
О причинах роста инвестиций в условиях кризиса рассказывает автор отчета Зоран Вукович (Zoran Vuckovic). "Дело в том, что с наступлением кризиса, в 2009 г., спрос на услуги доступа в интернет и передачу данных в Центральной и Восточной Европе вырос, чего не могли не заметить игроки рынка. В России спрос был обусловлен увеличением числа пользователей мобильного интернета и фиксированного широкополосного доступа". Аналитик отмечает, что в России, в частности, число пользователей мобильного интернета выросло среди владельцев портативных компьютеров, тогда как в Чешской Республике, например, – среди владельцев мобильных телефонов. Заметив данную тенденцию, операторы приняли решение вкладывать в краткосрочные проекты, которые на тот момент им показались более эффективными, так как позволяли окупить вложения в максимально короткий срок.