— Как изменилась стратегия "Комстара" после закрытия сделки с МТС?
— В декабре 2009 года мы разработали скорректированную стратегию, в которой появились такие направления, как интеграция с МТС на всех уровнях — строительства сетей, поглощений, маркетинговой стратегии и т.д., единая стратегия бренда — было принято решение о переводе всех наших продуктов, кроме продуктов МГТС, под бренд МТС, развитие совместных продаж.
Если говорить о стратегии в целом, не только в связи с новым акционером, то она была скорректирована еще в том момент, когда стало понятно, что влияние финансового кризиса ослабевает. Мы вернулись к агрессивной региональной экспансии, в наших планах в ближайшие два-три года увеличение количества городов присутствия с 83 до 200, выход в города с населением от 100 тыс. человек. В Москве мы продолжаем инвестировать средства в цифровизацию сети МГТС — этот процесс должен закончиться через три года. Мы приняли решение проводить цифровизацию по технологии IMS, благодаря которой можно довести "широкую полосу" до каждой квартиры. Кстати, одним из результатов цифровизации сети МГТС будет высвобождение площадей в зданиях АТС по всей Москве. МГТС входит в пятерку крупнейших собственников недвижимости в Москве (около 1,1 млн кв. м площади. — РБК daily).
— И что вы будете делать с этими площадями, продавать?
— "Комстар" — телекоммуникационная компания, а не девелопер. Есть три возможности распорядиться площадями — продать, сдать в аренду либо модернизировать и потом продать. Для управления недвижимостью мы в любом случае будем привлекать партнера, но это будет не вопрос не ближайших двух лет.
— Вы будете объявлять оферту миноритариям МГТС?
— Так как после сделки по "Связьинвесту" мы аккумулируем более 75% акций МГТС, мы будем обязаны объявить оферту держателям голосующих акций (сейчас это обыкновенные акции. — РБК daily) — это 1,7% акций МГТС. Владение 100-процентным пакетом в московском операторе не является нашей целью, хотя мы не исключаем возможности приобретения пакета акций у оставшихся миноритариев.
— Увеличение количества городов присутствия произойдет за счет органического роста или за счет поглощений?
— Мы будем использовать оба подхода. Если бизнес-кейс по выходу в какой-либо регион нас устраивает и если в городе, куда мы хотим прийти, нет операторов для осуществления M&A, соответствующих нашим требованиям, мы готовы создавать там бизнес с самых основ. Но если в регионе есть подходящая компания связи, мы рассматриваем возможность ее приобретения. Сейчас мы готовим ряд сделок, одну из них недавно закрыли (в феврале "Комстар" закрыл сделку по покупке ярославского оператора "Тензортелеком". — РБК daily), о других мы объявим позже.
— Это также будут сделки по покупке небольших региональных компаний?
— У "Тензортелеком" более 23 тыс. абонентов, доля рынка доступа в Интернет — 22%, это первый среди альтернативных операторов на рынке Ярославля. Я бы сказал, что это скорее средняя по размеру бизнеса компания связи.
— Из каких средств будут финансироваться покупки?
— Мы можем самостоятельно финансировать эти сделки, но не исключаем и возможности привлечения денежных средств. Например, недавно Сбербанк одобрил открытие беззалоговой кредитной линии для "Комстара" на 5,8 млрд руб. с низкой процентной ставкой — 10,5%. Кроме того, когда будет закрыта сделка по продаже пакета "Связьинвеста" "Ростелекому", мы получим возможность погасить долг в 26 млрд руб. перед Сбербанком. У "Комстара" будет практически нулевой долг, а с учетом того, что финансовые рынки почти полностью восстановились, мы сможем привлекать средства на очень выгодных условиях.
— МТС недавно подала в Федеральную антимонопольную службу заявку на приобретение 100% акций оператора "Мультирегион". Как эта сделка укладывается в вашу стратегию регионального развития?
— В целом у нас есть понимание того, что МТС занимается анализом и приобретением крупных игроков, а мы фокусируемся на средних компаниях.
— Кто был автором идеи обмена топ-менеджерами между "дочками" "Системы" (глава МГТС Сергей Назаров уйдет в МТС на пост советника президента по развитию фиксированного бизнеса, его место займет глава МТС в московском регионе Константин Марков, а финансовым директором "Комстара" станет выходец из МТС Алексей Кауров. — РБК daily)?
— Это была наша с Михаилом (Шамолиным, президентом МТС. — РБК daily) идея. Мы сели и подумали, как мы можем задействовать опыт лучших менеджеров в развитии интегрированного бизнеса. Опыт Сергея Назарова пригодится в МТС для развития услуг фиксированного ШПД, опыт Константина Маркова — в МГТС для внедрения конвергентных решений на московском рынке связи. Могу сказать, что это не последние назначения, обмен кадрами продолжится, причем на всех уровнях.
— И зачем он нужен?
— Интеграция корпоративных культур, обмен опытом, лучшими практиками и т.д. В конечном счете цель всех происходящих сегодня изменений — это развитие бизнеса во всех направлениях, наращивание капитализации. Но эти процессы невозможны без правильно выстроенной стратегии интеграции, которая позволит не потерять все то лучшее, что есть у обеих компаний, и приобрести дополнительные ценности.