"Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и Московский метрополитен представили решение для оплаты проезда в метро с помощью сотового телефона. Презентация проекта состоялась в ходе Петербургского экономического форума, коммерческий запуск проекта намечен на IV квартал 2010 г. Чтобы оплатить проезд, абонент должен будет поднести свой телефон к турникету на расстояние 10 см, после чего с помощью технологии NFC электронный билет будет загружен в память аппарата по технологии беспроводных меток NFC.
Оплата с помощью сотового телефона тестировалась в столичном метрополитене еще три года назад совместно с Nokia и Visa. Тогда в ходе эксперимента, проведенного на станции Трубная, оплатить проезд можно было с помощью специального приложения в телефоне, деньги при этом списывались с кредитной карты. Правда, сервис был доступен только на одном телефоне, поддерживающем технологию NFC - Nokia 6131.
Впоследствие в сотрудничестве с компанией Express Card был запущен проект оплаты проезда с использованием кредитных карт. Клиенты банков-партнеров проекта ("Росбанка", "Авангард", Citibank, "Мастербанк", "Транскредитбанк", "Банк Москвы", "Московский индустриальный банк") могут заказывать специальные карты с NFC-чипов и подносить их к турникету для прохода в метро. По окончанию месяца деньги за проезд списываться с их счетов, причем предусмотрена скидка за большое количество поездков. О планах появления услуги оплаты в метро объявил и "Сбербанк": для оплаты будет использоваться не карта, а сотовый телефон со встроенным приложением, деньги же будут списываться с банковского счета.
В проекте, представленном МТС, деньги будут списываться со счета у сотового оператора, что исключает необходимость наличия счета в банке. Кроме того, решена основная проблема – слабая распространенность телефонов с поддержкой NFC. Абонент МТС сможет использовать любой телефон, достаточно будет лишь поменять SIM-карту на новую со встроенным приложением и приобрести специальную внутреннюю антенну для аппарата. Причем сделать это можно будет прямо в метрополитене, на территории которого МТС планирует открыть специальные точки.
Стоимость проезда в метро с помощью телефона еще не определена. Интегратором проекта выступает вышеупомянутая компания ExpressCard. В МТС гарантировали, что оплатить проезд в случае кражи телефона и замены SIM-карты на совместимую с метро будет невозможно, поскольку SIM-карты осуществляют идентификацию абонента и передачу информации по безопасному протоколу SWP.
"С точки зрения имиджа это хорошая инициатива, но ее экономический смысл не понятен, - считает гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. - Вряд ли ради того, чтобы получить возможность оплачивать проезд в метро, абоненты массово начнут приобретать NFC-антенны и менять SIM-карты. Ну а после того, как МТС отработает все нюансы этого проекта, ее опытом легко смогут воспользоваться конкуренты".
Вряд ли абоненты "Вымпелкома" и "Мегафона" начнут переходить на МТС только для того, чтобы получить возможность расплачиваться за проезд в метро, добавляет эксперт CNews Analytics Александр Морошкин. "К тому же способ оплаты проезда с помощью банковской карты представляется более удобным", - добавляет эксперт.