Петербургский рынок мобильного доступа в Интернет переживает тарифный бум. Каждый из четырех сотовых операторов, работающих с сетями третьего поколения (МТС, "МегаФон", "Билайн" и "Скай Линк"), предлагает несколько пакетных предложений с включенным объемом трафика и несколько безлимитных тарифов или опций. В компаниях настаивают на дальнейшей сегментации, которую, с одной стороны, диктует спрос, с другой — необходимость оптимизировать работу сетей, вынужденных одновременно справляться с нагрузкой по передаче голоса и данных.
Уровень ARPU (показатель среднемесячной доходности одного абонента) по услуге мобильной передачи данных в Петербурге и Ленобласти падает — с этим согласились представители сотовых компаний на тематическом "круглом столе", организованном РБК daily совместно с информационно-аналитическим агентством TelecomDaily. По данным агентства, в 2009 году показатель ARPU по этой услуге в среднем по городу составлял 450 руб., а сейчас, как признают в компаниях, в зависимости от сети колеблется от 300 до 400 руб.
Столь значительное снижение связано с не менее значительным ростом абонентской базы. Операторы, вынужденные конкурировать за абонентов мобильного ШПД, модернизируют тарифы и опускают цены. "Уменьшение дохода с одного клиента компенсируется появлением новых, — говорит первый заместитель генерального директора Северо-Западного филиала "МегаФона" Петр Акульшин. — То же самое происходило, когда мы начинали продавать "голос", то же самое случилось в фиксированных сетях по сравнению с ситуацией десятилетней давности". Мобильным Интернетом через USB-модемы в Петербурге и области, по информации TelecomDaily, на начало июня пользовалось около 850 тыс. абонентов, включая подписчиков мобильного WiMAX в сети Yota.
Операторы столкнулись с необходимостью продавать интернет-доступ как отдельную услугу, так как пользователь далеко не всегда подключается к Интернету через своего оператора голосовой связи. Если на передачу "голоса" у каждой из компаний "большой тройки" существует порядка 30 действующих тарифных планов, то ранее для привлечения абонентов мобильного ШПД они ограничивались несколькими основными тарифами. Их количество постепенно росло, и на данный момент 3G-операторы продают несколько линеек.
У петербургского "Билайна" для подключения доступно семь пакетов емкостью от 15 Мб (35 руб.) до 3 Гб (395 руб.) для использования на телефоне или коммуникаторе. При работе с USB-модемов следует подписаться на специальные интернет-тарифы, куда входит два варианта "безлимитки" за 195 руб. (условный с 3 Гб трафика в месяц и "ночной"), а также 11 разновидностей пакетов (максимальная емкость 5 Гб за 645 руб.). МТС с 1 июня расширила количество интернет-тарифов за счет запуска тарифного плана "МТС Коннект 3" (к предыдущим версиям тарифа можно теперь подключиться только через дилерскую сеть). Новый ТП представляет собой тариф-конструктор, в котором на выбор подключается один из шести пакетов (от 100 Мб до 3 Гб) или одна из трех условно безлимитных опций на скорости до 128 Кб/с, до 512 Кб/с и до 3,6 Мб/с стоимостью от 199 руб. в месяц.
Петербургский "МегаФон" только что расширил линейку тарифов на мобильный Интернет за счет опции "Реальный безлимит", которая соответствует своему названию в том, что касается трафика: пользователь за 400 руб. в месяц не имеет ограничений по объему скачиваемой информации. Правда, при этом "МегаФон" постарался оптимизировать сеть таким образом, чтобы при загрузке больших объемов данных скорость снижалась, освобождая ресурс для других абонентов мобильного доступа. CDMA-оператор "Скай Линк" предоставляет сразу восемь вариантов условно безлимитных ТП, включая "детский" тариф (50 руб. в месяц), тариф для пользователей социальных сетей (100 руб. в месяц), тариф для абонентов города и области (595 руб. с ограничением по трафику в 3 Гб).
"Мы видим, что происходит дальнейшее сегментирование всего рынка. Операторы не просто продают один тариф, все начали запускать предложения, удобные для разных категорий абонентов", — заметил коммерческий директор филиала МТС в Петербурге и Ленинградской области Станислав Иванов.
Директор по стратегическому развитию компании "Скай Линк" в Петербурге Константин Коломенский считает, что сейчас между сотовыми операторами, занятыми продвижением мобильного доступа, развернулась тарифная "война". По его словам, "Скай Линку" пока удается опережать МТС, "МегаФон" и "Билайн" по объему трафика: при распределении 3G-трафика 18% проходит через сеть "Скай Линка" и всего 22% — через сети "большой тройки".
На сегодняшний день тарифы, не ограниченные объемом трафика, существуют только у "МегаФона" и "Скартела" (Yota), остальные не допускают взрывного роста трафика при помощи "условно безлимитных" предложений, от которых не стал отказываться и "МегаФон". Это значит, что при превышении установленного на тарифе лимита по трафику (не превышает 3—5 Гб) скорость снижается до 64 Кб/с и ниже. В этом случае для пользователей "безлимитки" предусмотрены дополнительные пакеты трафика, при приобретении которых восстанавливается заявленная на тарифе скорость. По словам руководителя блока маркетинга Северо-Западного филиала "ВымпелКома" Полины Куликовой, только незначительная доля абонентов безлимитных ТП расходует весь трафик в течение месяца, около 8% пользователей вынуждены продлевать скорость.
Еще одним игроком на рынке мобильного доступа в Петербурге и Ленобласти намерена стать компания Tele-2, которая, не располагая сетями третьего поколения, может предложить своим абонентам скорости по технологии EDGE. Средняя скорость EDGE в сети Tele2 достигает 110 Кб/с и максимально разгоняется до 200 Кб/с. По сравнению с 1,5—1,7 Мб/с, которые 3G демонстрирует на территории города (в Ленобласти средняя скорость еще выше 2,3—2,7 Мб/с), разница ощутима, признает региональный управляющий директор "Tele2 Санкт-Петербург" Игорь Жижикин, но напоминает, что у его компании и у "большой тройки" разные задачи. Tele2 продает мобильный доступ не столько для работы через модем, сколько для интернет-серфинга при помощи сотового телефона (проверка почты, чаты, мобильные мессенджеры).