В последнее время беспроводной интернет перестает быть чем-то необычным и не рассматривается только как способ выхода в Сеть за городом, а если и в черте города, то лишь в каких-то "экстремальных" случаях. Беспроводные модемы позволяют выходить в интернет c высокой скоростью, и становятся все более популярными. Для того чтобы лучше понять ситуацию в этом прогрессирующем сегменте, Фонд "Общественное мнение" провел специальное исследование в крупнейших салонах сотовой связи – "Связной" и "Евросеть", а также в магазинах бытовой техники "М-Видео" в Москве и Санкт-Петербурге. Исследование показало, что чаще всего рекомендуются для покупки модемы Yota.
По данным проведенного исследования, в среднем в ассортименте магазинов – примерно по четыре модема. При этом Yota продается в 99% магазинов, включенных в исследование. Модемы других производителей встречаются реже: "Скайлинк" продают 68% магазинов; "Мегафон" и "Билайн" – 64%. Модемы МТС есть в продаже только в четверти магазинов, включенных в исследование (24%). В каждом втором магазине помимо модемов операторов связи продаются и универсальные модемы ("Алкатель", "Связной", "Флайер", "Энидата).
Модемы Yota чаще, чем модемы других производителей рекомендуются продавцами для использования в черте города. Восемь из десяти продавцов (80%) в исследуемых магазинах порекомендуют эти модемы, в тех случаях, когда они есть в продаже. Модемы "Билайн" рекомендует каждый десятый продавец, если они есть в ассортименте магазина. Для модемов "Мегафон" и "Скайлинк" данные показатели составляют 7% и 6% соответственно. Интересно, что модемы МТС, даже когда они присутствуют в ассортименте, продавцы практически не рекомендуют. То же самое можно сказать об универсальных модемах: несмотря на то, что в магазинах их довольно много, рекомендуют такие модемы лишь в 2% случаев.
Если в московском магазине в продаже есть модем Yota, то его порекомендуют в 87% случаев, а в Санкт-Петербурге – в 65%. При наличии в продаже "Скайлинка" в Москве его порекомендуют в 9% случаев, и это вторая позиция по рассматриваемому показателю. Модемы остальных марок рекомендуют в 3% случаев и реже. В Санкт-Петербурге ситуация менее однозначная: модемы "Билайн", если они есть в продаже, рекомендуют в 26% случаев, а "Мегафон" – в 14%.
Самой популярной причиной рекомендации модемов Yota является высокая скорость связи – об этом говорили 72% продавцов в исследуемых магазинах. Второй по популярности причиной является относительно низкая цена и практичность тарифа (22%) Почти каждый пятый продавец рекомендует модемы Yota, потому что они имеют хорошую зону покрытия и устойчивый сигнал (19%).
При рекомендации модемов "Билайн" основным объяснением является то, что оператор предлагает дешевый и практичный тариф (74%). Главным преимуществом модемов "Мегафон" большинство продавцов также считают практичный и невысокий тариф (63%), а кроме того, хорошую зону покрытия (44%). Каждый второй продавец, рекомендующий модемы "Скайлинк", в качестве причины называет высокую скорость передачи данных и хорошую зону покрытия, устойчивость сигнала.
При рекомендации модемов Yota в московских магазинах продавцы в первую очередь рекомендовали данный модем как высокоскоростной (74%), с доступным и практичным тарифом (41%) и хорошим устойчивым сигналом в черте города (33%). В Санкт-Петербурге же второй по популярности рекомендацией к покупке Yota после высокой скорости связи является удобство использования данного модема в городской черте и устойчивость сигнала (45%).
Большинство продавцов (72%) не только рекомендуют модемы Yota, но и считают, что для использования в городе их покупают чаще всего. Каждый десятый продавец считает самыми покупаемыми модемы "Билайн". Еще 10% продавцов затруднились выбрать какого-то одного самого популярного производителя модемов. 80% продавцов московских магазинов уверены, что наибольшей популярностью пользуются модемы Yota, в Санкт-Петербурге так думает каждый второй (55%). Более четверти продавцов в исследуемых магазинах северной столицы (27%) считают самыми популярными модемы "Билайн", еще 11% – модемы "Мегафон".
Исследование проведено в 306 магазинах Москвы и Санкт-Петербурга методом "тайный покупатель" (mystery shopping). Интервьюеры ходили по магазинам под видом покупателей беспроводных модемов. По легенде, беспроводной модем покупается для работы в черте города, для активного интернет-пользователя, планирующего его использовать дома, в кафе, на работе и в других местах.
В опрос включены 30 из 33 магазинов "М-Видео" в Москве и 10 из 14 магазинов в Санкт-Петербурге. Включение в выборку подавляющего большинства магазинов "М-Видео" необходимо из-за небольшого количества этих магазинов относительно магазинов двух других сетей. Оставшийся объем выборки был разделен между магазинами "Связной" и "Евросеть" пропорционально их количеству в городе. Таким образом, выборка репрезентирует представленные три сети магазинов на территории Москвы и Санкт-Петербурга.