Выручка Trimble за второе полугодие 2010 г. составила $333 млн., что на 15% больше, чем за аналогичный период 2009 г. ($290,1 млн). Какая часть доходов приходится на продажу продуктов с использованием системы ГЛОНАСС, в компании не разглашают. Но известно, что поддержка российской навигационной системы ведет к существенному удорожанию стоимости устройств. GPS-приемники Trimble серии Net-G3 можно купить в России у дистрибутора "Прин" за 255 тыс. руб., а аналогичные устройства с поддержкой ГЛОНАСС и европейской GALILEO – уже за 295 тыс. руб.
Поддержка двух и более систем дает ощутимые преимущества в точности и надежности определения координат, а также независимость от доступности сигналов одной единственной спутниковой системы.
Оборудование с возможностью навигации в системе ГЛОНАСС Trimble продает с 2006 г., а в 2010 г. она с госхолдингом "Российские космические системы" образовала совместное (50/50) предприятие "Руснавгеосеть", чтобы создать в России и СНГ инфраструктуру высокоточного позиционирования на основе ГЛОНАСС для гражданских потребителей. "Руснавгеосеть" стала первым российско-американским предприятием в области спутниковой навигации. "Российский рынок спутниковой навигации открыт для конкуренции, от которой в итоге технологически выигрывают устройства для конечного потребителя", - считают в Trimble.
Сейчас "Руснавгеосеть" завершает разработку навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS/GALILEO для референсных станций, ведет разработку программного обеспечения, формирует коммерческие предложения для заказчиков, сообщили CNews в компании. Определяющим фактором выбора партнера для создания совместного предприятия, по словам представителя "Руснавгеосеть" Александра Зубахина, являлась не страновая принадлежность, а сама компания: "Trimble имеет широкий международный опыт, а также успешный опыт создания международных совместных предприятий".
Устройства с поддержкой навигации в системе ГЛОНАСС уже предлагают и другие иностранные производители: например, японская Topcon, швейцарская Leica Geosystems, канадские Novatel ("дочка" шведской Hexagon) и SkyWave Mobile Communication, бельгийская Septentrio. Продуктовые линейки этих компаний включают приемники или терминалы для промышленного использования, оборудованные модулем ГЛОНАСС/GPS. Они применяются для инженерно-строительных задач, в геодезии, картографии, сельском хозяйстве.
В геодезии навигационные приемники используются при построении и проектировании геодезических сетей, проведении работ по землеустройству и межеванию, для наблюдения за деформациями поверхности земли. В сельском хозяйстве они могут использоваться, например, при внедрении точного земледелия, предполагающего, что агротехнические операции, например - внесение удобрений, проводится не равномерно, как в традиционном земледелии, а дифференцированно для каждой точки поля.
Рост интереса иностранцев к ГЛОНАСС подтверждает Александр Гурко, генеральный директор российского федерального ГЛОНАСС-оператора "Навигационно-информационные системы" (НИС). Все больше и западных, и азиатских производителей оборудования для навигации, по его словам, оснащают свою продукцию ГЛОНАСС или рассматривают такую возможность: "Этот рынок обладает большим потенциалом, поэтому он и интересен иностранцам".
Риска того, что иностранцы отберут у России рынок ГЛОНАСС-устройств, Гурко не видит. Более того, по мнению гендиректора НИС, выход технологии за пределы страны необходим для ее развития. "Ни в коем случае не следует ограничивать этот рынок для зарубежных производителей: как известно, технологии, использование которых носит лишь локальный характер, со временем с большей вероятностью становятся нежизнеспособными, - уверен он. - Государство заинтересовано в распространении этой технологии по всему миру".
Между тем, российские предприятия, выпускающие системы с использованием ГЛОНАСС, в основном предлагают решения для мониторинга транспортных средств и автомобильной навигации. В частности, на них специализируются компании "М2М Телематика", РНТ, КБ "Навис" и другие. Крупнейшие проекты внедрений ГЛОНАСС в России в 2008-2009 гг., по данным CNews Analytics, также в основном касаются транспорта. Экспортировать такие решения у россиян пока не получается.
Александру Гурко не известно о каких-либо проектах в области ГЛОНАСС, которые российские компании реализовали за пределами СНГ. Сам НИС, по словам гендиректора оператора, проводит опытную эксплуатацию своих систем либо ждет тендеров в таких странах как Индия, Куба и Венесуэла.
CNews