Сейчас рост выручки "Комстара" во многом обусловлен ежегодным повышением тарифов. А какие еще есть пути развития бизнеса?
Рост тарифов МГТС является лишь одним из факторов увеличения нашей выручки, и далеко не первым: растут объемы "дальнего" трафика, число пользователей Интернета от МГТС и продажи услуг широкополосного доступа в регионах. Очевидно, что, пока тарифы на местную связь в Москве регулируются, мы будем продолжать подавать заявки на их повышение, но на уровне инфляции. Однако увеличение тарифов не будет основным фактором роста — надеяться на развитие бизнеса только за счет тарифов МГТС, конечно же, неправильно. Сейчас мы закладываем основу для роста в будущем. Мы считаем, что бизнес будет расти за счет все более активного потребления абонентами контента, который они получают по нашим сетям.
Что может стать драйвером роста?
Мы активно развиваемся в регионах. Сейчас там, где присутствует "Комстар", проникновение наших услуг платного телевидения составляет 50%, а широкополосного доступа в Интернет — 25%. Именно платное телевидение будет драйвером роста. "Комстар", в частности, планирует выйти на рынок с предложением услуг Интернета и ТВ на экране телевизора. Сейчас разрабатываем идею универсальной приставки; это инициатива, подобная той, над которой работают Apple и Google. Интернет можно будет просто загружать в телевизоре, а работать в нем — с помощью клавиатуры. Эта идея — наш входной билет на рынок новых абонентов.
Когда приступите к реализации этой идеи? Под каким брендом будет выводиться этот продукт?
Приставки будут выводиться под брендом СТРИМ. Как мы рассчитываем, уже в декабре они будут выпущены на рынок, при этом сами устройства будут предоставляться абонентам в аренду. Здесь нам важно зарабатывать не на продажах этих приставок, а на своеобразной "монетизации" нашей абонентской базы, реализации контента. Сейчас мы выбираем поставщиков, находимся в процессе проведения конкурсов, отрабатываем технологию. А запускать проект будем не только в Москве, но и в регионах, где основной рост рынка идет за счет увеличения потребления трафика и платного телевизионного контента. Проще всего дойти до абонента через экран телевизора, который есть в каждом доме.
Кто будет поставлять контент?
"Система МассМедиа", RWS — компании, входящие в АФК "Система".
Региональное развитие подразумевает дальнейшие покупки?
Вместе с "Мультирегионом" мы сейчас присутствуем в 110 городах, а планируем выйти в 200. Нам есть куда расти.
Итоги первого полугодия демонстрируют снижение ARPU в Москве по услуге ШПД. Насколько этот показатель значим для компании?
В 2008 году мы перешли на двухуровневую модель продаж услуг ШПД в Москве: "Комстар" работает в премиальном сегменте, МГТС — в массовом. По прогнозам, которые мы давали тогда, ARPU в массовом сегменте в течение 2011—2012 годов будет зафиксирован на уровне 5 долл., в премиальном — 15 долл. Сейчас в массовом сегменте у нас ARPU находится на уровне 7 долл., и мы прогнозируем, что этот показатель будет постепенно снижаться. В премиальном, наоборот, показатель вырастет с нынешних 11 долл., так как с ростом потребления контента абонентам будут нужны более высокие скорости, и, следовательно, стоимость таких премиальных услуг будет увеличиваться. Это закономерный процесс, и в дальнейшем мы выйдем на запланированные показатели.
Получается, что ваши пакетные предложения снижают ARPU в массовом сегменте...
Пакетные предложения подстегивают потребление услуг, а в этом и состоит интерес оператора. Мы сможем увеличить свою рыночную долю, а потом получать доход за счет того, что люди будут потреблять больше контента. Это возможно и за счет рекламной модели — мы будем получать деньги с рекламодателей, которые смогут адресно продвигать свои услуги. Это общемировая практика. British Telecom, к примеру, зарабатывает 80 фунтов с абонента, но платит их ему не сам абонент, а рекламодатель, который рекламирует свой продукт.
Что будет происходить с ШПД-бизнесом в Москве?
Московский рынок очень насыщен и конкурентен, поэтому большого роста тут ожидать нельзя. Наша задача — довести проникновение наших услуг широкополосного доступа в Интернет до 100% от абонентской базы услуги телефонии МГТС. Кстати, этому будет способствовать цифровизация, которую сейчас проводит МГТС по технологии IMS. Рассчитываем на то, что каждая квартира в Москве будет подключена к нашему интернет-доступу.
Сейчас в Москве "Комстар" не инвестирует в WiMAX. Связано ли это с тем, что вы смотрите на возможное развитие на этих же частотах LTE?
Технически сеть WiMAX может мигрировать в LTE, но мы не готовы комментировать развитие LTE из-за общей неопределенности вокруг этой темы.
Что происходит сейчас с вашим проектом WiMAX в Подмосковье?
Мы как раз получаем частотные присвоения, будем строить сеть. Более подробно говорить пока не можем.
РБК daily