— Объемы передаваемой по беспроводным сетям информации постоянно растут. "МегаФон" учитывает этот фактор в своей новой стратегии развития магистральной сети?
— Тенденция развития мобильной связи последних лет такова, что доля голосового трафика постоянно падает: голос дошел до предела физического потребления. Очевидно, что отрасль трансформируется: мы видим переход от голоса к передаче данных, то есть приоритетным становится предоставление информации. Это значит, что надо пересматривать архитектуру сетей и объединять сетевые элементы в местах концентрации трафика.
Мы хотим так изменить структуру бизнеса, чтобы абоненты получали не просто доступ к сети, а сразу доступ к информации. Для этого помимо развития традиционных магистральных транспортных сетей мы намерены развивать центры обработки данных (ЦОДы), где и будет концентрироваться информация. Сейчас развитие ЦОДов — важный шаг, который позволит нам двигаться в ногу с изменениями отрасли.
— То есть потребности "МегаФона" в магистралях практически удовлетворены?
— Стратегия развития федеральной сети ЦОДов неотделима от развития собственной сети. Начиная строить свою магистраль, мы понимали, что это только основа. Как я уже сказал, телекоммуникационный рынок меняется и надо быть готовыми работать с большим объемом информации. Сейчас в рамках формирования нашей магистральной сети и интеграции с "Синтеррой" мы предполагаем открытие ЦОДов в каждом макрорегионе — это обеспечит локализацию ключевого трафика, доступ к контент-провайдерам, которые, в свою очередь, получат доступ к огромной абонентской базе. Как оператор мы понимаем: мало строить сети — надо работать с информацией, над тем, чтобы она была доступна клиенту, а сеть заточена под доставку информационных услуг.
— На какие сроки рассчитан ваш план по строительству ЦОДов во всех макрорегионах?
— В начале октября мы открываем ЦОД в Самаре. В других макрорегионах России подобные ЦОДы появятся в течение ближайших двух-трех лет. Программу федеральной сети ЦОДов мы формируем сейчас в рамках бюджета на 2011 год.
— Сколько стоит один такой центр?
— Нет средней стоимости, все зависит от региона: основная составляющая стоимости обусловлена затратами на энергопотребление.
— Будет ли "МегаФон" поставщиком трафика для более мелких региональных провайдеров?
— Мы заинтересованы в создании и развитии площадок, куда будут приходить провайдеры и "приносить" свой контент, сервисы и информационные услуги. Это и будет двигать Интернет в регионах, потому что он интересен не сам по себе, а тем, что в нем есть — информацией.
— А производство самого контента вас не интересует? Или это будет только его аккумулирование на ваших площадках?
— У нас есть задача стать своего рода информационным порталом для нашего абонента. Разрабатывать свой контент мы не собираемся — это принципиально другой бизнес. Мы лишь хотим, чтобы он был прост и удобен.
— "МегаФон" сейчас единственный в "большой тройке" без фиксированного Интернета. Не боитесь ли проиграть конкурентам?
— Нам действительно нужно развиваться в двух направлениях — в рамках и мобильного, и фиксированного доступа. Потому что, с одной стороны, в России существует огромный потенциал роста мобильного Интернета, а с другой — мы прекрасно понимаем, что структура трафика у фиксированного и мобильного Интернета разная. Поэтому намерены развивать конвергентные решения — абоненту нужен фиксированный Интернет на высоких скоростях, а у беспроводного доступа есть ограничения. Но самым быстрорастущим сегментом все равно будет мобильный.
— И все-таки как вы планируете развивать фиксированный бизнес?
— На базе "Синтерры".
— Начнете с Северо-Запада?
— Да, сейчас мы прорабатываем бизнес-модель именно там, чтобы потом распространить наш опыт в других регионах.
РБКdaily