Сразу несколько петербургских компаний, включая "Вестколл" и "ЛАНК Телеком", объявили о готовности в 2011 году оказывать услуги по модели SaaS, то есть сдавать в аренду программное обеспечение разного уровня сложности для своих корпоративных клиентов.
Как правило, оператор не может взяться за реализацию сервиса самостоятельно и работает в партнерстве с одним из IT-вендоров. В этом случае принцип "одного окна" по-прежнему соблюдается, клиент заказывает и телекоммуникационные, и IT-сервисы у одной компании. Первые проекты SaaS у петербургских операторов были запущены в 2009—2010 годах, в числе пионеров выступили "Северен Телеком" и "Петерстар". Несмотря на по-прежнему невысокий уровень осведомленности среди потенциальных заказчиков, другие операторы с энтузиазмом восприняли возможность поработать в этом направлении.
Под аббревиатурой SaaS (Software-as-a-Servicе) как раз и подразумевается предоставление ПО в аренду. Эта модель призвана заменить более традиционный вариант с приобретением и внедрением программного "коробочного" решения, то есть SaaP (Software-as-a-Product). Анонсируя запуск SaaS, в компании "Северен Телеком" приводили пример внедрения CRM-системы, стоимость которой при расчете на 10—11 сотрудников составляла бы порядка 600 тыс. руб. Аренда этого же решения, по данным "Северена", обошлась бы в 18 тыс. руб. при подключении и сопровождалась ежемесячной абонентской платой в размере 20 тыс. руб. За два года клиент-арендатор полностью выплачивает стоимость коробочного продукта. При этом компании не требуется изыскивать средства на единовременную оплату, что особенно существенно для сектора малого и среднего бизнеса.
Модель SaaS может включать аренду виртуального сервера, а также лицензионного ПО на нужное количество пользователей, куда входят и специализированные программы по управлению предприятием и автоматизации взаимоотношений с клиентами. В рамках готового проекта оператором должна обеспечиваться и техническая поддержка, так как с клиента полностью снимаются дополнительные затраты на IT-нужды. В частности, компания "Петерстар" взялась за SaaS в сотрудничестве Microsoft, поэтому все продукты и их поддержка (от операционной системы Windows до Microsoft Dynamics CRM) реализованы силами одного вендора.
О намерении выйти в сегмент SaaS заявил и оператор "Вестколл", который, правда, планирует наладить партнерские отношения с несколькими вендорами. "Мы собираемся развивать данное направление бизнеса вместе со своими партнерами, разделяя задачи оптимальным образом. Для наших клиентов преимуществом является получение всех сервисов у одного поставщика — у оператора, который предоставляет основные услуги связи. Причем по ценам, не превышающим стоимость данных сервисов у вендоров и интеграторов. Именно такую модель взаимоотношений мы и выстраиваем, что значительно упрощает взаимодействие клиента и оператора и повышает эффективность бизнеса наших клиентов", — отмечает руководитель группы рекламы и PR петербургского филиала "Вестколл" Марина Тихонова.
По ее словам, такие услуги, как аренда ПО, использование виртуальной АТС, обеспечение защиты от DdoS-атак, позволяют предприятиям малого и среднего бизнеса организовать быстрый старт, а также успешно работать на этапе развития. "Для этих компаний достаточно трудно (а зачастую и невозможно) осуществить покупку и настройку всех необходимых систем и нести существенные затраты на их обслуживание", — уточняет г-жа Тихонова.
Как заявил директор по маркетингу ЗАО "ЛАНК Телеком" Даниил Курс, начать предоставление сервисов SaaS оператор намерен с первого квартала 2011 года. "На сегодняшний день мы предоставляем нашим абонентам антивирусные решения, и почти 10% клиентов уже воспользовались данной услугой. Проведенный нами анализ рынка "аренды ПО" показал, что спрос на данные услуги постепенно формируется и потенциальный интерес у клиентов есть", — поясняет он.
Сейчас телекоммуникационные компании, по мнению г-на Курса, как раз переходят от модели "предоставления транспорта" (обеспечения только доступа в Интернет) к модели предоставления полного спектра IT-решений. "Это не только услуги аренды ПО, но и услуги аренды оборудования, строительства и обслуживания СКС — те сервисы, которыми исторически занимались интеграторы", — подчеркнул он.
Одна из проблем в развитии данного вида услуг — недоверие к поставщику, рассказывает директор по консалтингу Epicor в России и странах СНГ Александр Горбачев. "Требуется, конечно, высокая степень доверия к компании, которая будет обеспечивать безопасность данных, от которой зависит работоспособность ваших бизнес-процессов. Но хочу отметить, что поставщик услуги гораздо серьезнее задумывается о безопасности ваших данных, о надежной работе оборудования просто потому, что это его работа. Кроме того, в его распоряжении имеется все необходимое оборудование, а также команда опытных специалистов", — объясняет он.
По данным российского подразделения Epicor, сегодня наиболее востребованы информационные системы для оперативного учета, в силу того что отечественные компании предпочитают решать текущие задачи и экономят на стратегическом планировании. Пользуются спросом системы с невысокой совокупной стоимостью владения, но с развитой функциональностью, гибкостью и возможностью масштабирования. По модели SaaS чаще всего предоставляются HR- и CRM-решения.
РБКdaily