Стандарт LTE в два-пять раз более эффективен в использовании частотного диапазона при передаче данных, чем 3G. Но, как следует из исследования Cisco, это не покрывает потребностей пользователей. Чтобы справиться с грядущим "цунами трафика", можно использовать несколько стратегий:
Использование других каналов: перенаправление трафика по Wi-Fi, где это возможно, сможет существенно разгрузить сети, поскольку большинство продаваемых смартфонов поддерживают эту технологию. Американский оператор ATT Wireless подсчитал, что более 50% всех видеофайлов загружается на смартфоны (iPhone и аппараты на базе Android) именно через Wi-Fi.
Ценообразование: дни безлимитных тарифов в Европе и США исчерпаны. По данным ATT, 3% "тяжелых" абонентов используют 41% от всей емкости сети оператора. Рекорд одного из пользователей — терабайт в месяц. Отсюда вытекает насущная необходимость в введении лимитов на трафик и повышении цен на тарифы с большими скоростями. Так, Vodafone Germany помимо стандартного LTE-пакета со скоростью 7 Мбит/с предлагает своим абонентам и премиальный тариф 21 Мбит/с, но уже по более высокой цене.
Оптимизация: безлимитные тарифы на скоростной мобильный доступ в Интернет привели к появлению приложений, неэффективно потребляющих трафик. Помочь могут технологии оптимизации, например сжатие полноэкранного видео и его перекодирование под небольшие экраны смартфонов.
Обновление систем поддержки бизнеса: на базе имеющихся софтверных решений оператор, собравшийся построить LTE, сможет успешно запустить разве что локальную пилотную сеть. Если говорить о масштабном внедрении этой технологии с качественным охватом больших территорий, без внедрения новых софтверных решений ему не обойтись.
На программное обеспечение при строительстве сетей LTE придется около 10—20% всех затрат. Но эти инвестиции вполне оправданы, поскольку современные софтверные решения позволяют существенно экономить на других затратных статьях, например на сетевом оборудовании. Одним из наиболее важных программных продуктов является семейство OSS-систем (Operations Support Systems). Российские игроки, как правило, пока не внедрили в полной мере промышленные централизованные системы OSS, способные поддержать оптимальное развертывание сетей LTE.
Одна из задач OSS — анализ существующей инфраструктуры сети. Казалось бы, кто лучше осведомлен о состоянии сетевой инфраструктуры, чем сам оператор? Но даже у самого технически оснащенного оператора, как правило, актуальность данных по имеющемуся оборудованию не превышает 70%. То есть он плохо осведомлен об актуальном состоянии 30% своего оборудования, что в масштабах CAPEX — крупного оператора — огромная цифра! А при правильном использовании этих 30% можно было бы в разы увеличить производительность сети при существующем бюджете.
Сеть оператора никогда не бывает спланирована идеально. Всегда найдутся участки, которые по каким-то причинам недоиспользуются. Скажем, заложена большая емкость, а занято только 10%, а где-то, наоборот, перегрузка. OSS позволяет проанализировать состояние сети, найти участки с избытком или нехваткой ресурсов. OSS-cистема выдает отчет с выводами, какое оборудование и где нужно включить, чтобы устранить эти узкие места, причем делает это регулярно.
Строительство LTE-сети — это неизбежный ввод в работу новых емкостей. Минимизировать строительство можно за счет правильного использования существующих ресурсов. Во многих случаях вовсе не обязательно строить новые магистрали: на основе имеющегося оборудования транспортной инфраструктуры можно перепланировать архитектуру сети, увеличить ее пропускную способность, улучшить и сделать более безопасной схему резервирования. Разумеется, чтобы централизованно представлять себе архитектуру магистральных сетей в масштабах страны, необходима современная OSS-система. Документировать LTE-сеть во избежание будущих проблем лучше сразу же в процессе ее построения.
Опыт инцидентов на сетях связи крупных операторов говорит о том, что связисты пока не способны безболезненно для абонента справиться с авариями, а значит, их OSS-системы нуждаются в доработке. Конечно, если что-то ломается, оператор это починит, но вопрос, сколько времени это займет. Как правило, эта работа автоматизирована лишь частично, и процесс ликвидации аварии завязан на конкретных специалистах. OSS же заранее способна сообщить, что параметры вошли в критическую зону, и при своевременном реагировании оператор вполне может избежать форс-мажора или нивелировать его последствия. Система сообразит, каких клиентов надо спасти первыми (как правило, это спецслужбы и крупные корпорации), какие пойдут во вторую очередь, и составит план ликвидации последствий.
Обновление программных решений стало особенно актуальным не только в свете подготовки к внедрению LTE, но и в связи с тем, что российские операторы проходят процесс консолидации. В ходе слияния активов, объединения множества купленных и построенных на разном оборудовании сетей, обслуживаемых разными подразделениями, получается набор разнородной инфраструктуры, которую надо привести к общему знаменателю. А установка нового оборудования — повод глобально пересмотреть архитектуру сети, улучшить ее планирование в соответствии с внедрением новых услуг. Сеть LTE надо будет "подружить" с существующей инфраструктурой, встроить новые решения, частично дополнить или полностью заменить имеющиеся — без мощной OSS-системы инфраструктура не будет полноценной. А если твоя инфраструктура не готова — ты проиграешь.
РБКdaily