Сервис IP-телефонии Skype может стать платным для абонентов сотовых операторов. Как стало известно, мобильные компании планируют взимать плату за использование Skype в размере до 10 евро в месяц с абонента. По мнению операторов, сервис конкурирует с их собственными сетями.
"10 евро в месяц за использование изначально бесплатной услуги довольно дорого", — считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, спрос на услугу сейчас довольно велик и введение платы не будет препятствием для популяризации сервиса. Кроме того, на VoIP-клиент жаловались и операторы, работающие на рынке дальней связи. Так, "Ростелеком" подсчитал, что потери российских операторов составили только за 2009 год предположительно 6,7 млрд руб. Такую сумму привел на заседании комиссии Федеральной антимонопольной службы представитель оператора. В 2010 году, по его оценкам, потери могут составить уже 10,5 млрд руб.
В конце октября глава департамента по развитию продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг выступил с жестким требованием изучить деятельность Skype в России с точки зрения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере связи. Его тезисы не слишком отличались от жестких оценок VoIP-телефонии, которые звучали на слушаниях о деятельности Skype в РСПП в 2009 г. Представитель МТС заявил, что, не вкладывая собственных средств в телекоммуникационную инфраструктуру, и предоставляя сервис по невысоким ценам, операторы VoIP "паразитируют на чужих сетях", и в результате их деятельности падают доходы традиционных операторов связи. Он полагает, что рынок нуждается в выработке правил работы для Skype и других VoIP-сервисов. В качестве примера таких правил он привел практику оператора Vodafone, который либо блокирует в своей сети доступ к VoIP-операторам, либо предоставляет его за отдельную плату. Ранее с подобными тезисами выступал "Мегафон", запустивший в последствии собственный аналог Skype.
В Минкомсвязи тоже озаботились этой проблемой. Новые технологии связи, включая VoIP, нуждаются в государственном регулировании, уверен представитель министерства. Задача регулятора, по его словам - найти разумный компромисс между обеспечением недискриминационного доступа альтернативных игроков к существующей инфраструктуре связи и поддержанием интереса крупных операторов к инвестициям в отрасль.
"Функция государства - обеспечивать условия для развития телекоммуникационной среды, которая в том числе служит основой для функционирования электронного правительства", - отметил Валерий Таранов. Законодательство в области связи должно своевременно корректироваться с учетом появления новых технологий, не вводя при этом ограничений на конкуренцию в отрасли, считает глава департамента.