"Президентский указ о создании комиссии должен выйти в самое ближайшее время, - говорит собеседник CNews. - Комиссия будет отвечать за общую политику создания сетей связи для госорганов, вопросы сертификации оборудования, привлечение зарубежных технологий и контроль защищенности ПО для госсектора".
В настоящее время не существует единого органа, занимающегося таким кругом задач. Политику государства по этим вопросам сегодня определяют ФСО, Главное управление специальных программ Президента России, Минкомсвязи и Минобороны.
"На заседании Совета безопасности 1 октября 2010 г. обсуждалось отсутствие такого органа и было решено, что им станет новая правительственная комиссия, - говорит собеседник CNews. - В нее должны войти представители всех этих ведомств, но преобладать будут сотрудники ФСБ".
На заседании, о котором идет речь, президент Дмитрий Медведев выделил три задачи: модернизацию систем связи в армии - замену аналогового оборудования на цифровое до 2012 г., стимулирование производства в России телеком-оборудования и ПО для него и, наконец, развитие связи для МВД.
У опрошенных CNews участников рынка нет единого мнения об идее подобной централизации. "Тема действительно актуальна, т.к. размеры коррупции превысили все мыслимые пределы. Многие профинансированные государственные телеком-проекты так и не были завершены", - говорит Олег Тайнов, коммерческий директор оператора "Престиж-интернет" (торговая марка "Энфорта"). Доля нецелевого использования средств при реализации телекоммуникационных проектов в госсекторе, по оценкам Тайнова, составляет 40-50%.
Другие представители телеком-отрасли не верят, что создание подобной комиссии что-нибудь изменит. "На мой взгляд, если представители тех же самых разрозненных ведомств, которые принимали решения раньше, просто соберутся в одной комиссии, ничего не поменяется, - говорит представитель крупного телеком-вендора, попросивший не называть его имени. - ФСБ на сегодня и так является основным регулятором в вопросах, касающихся безопасности сетей госорганов".
Что касается оценки защищенности поставляемого в госсектор ПО, то это в первую очередь вопрос раскрытия кодов вендорами, а не зон ответственности чиновников. "Процедура оценки защищенности предполагает раскрытие кодов, проверку нельзя провести просто волевым решением руководителя, - считает Михаил Емельянников, директор по развитию бизнеса "Информзащиты". - Говорить о том, что создание новых органов что-то изменит в этом вопросе - нельзя. Можно, например, делить вендоров на лояльных (раскрывающих коды) и остальных, но даже это не заставит поставщиков стремиться попасть в первую группу. Не настолько российский рынок значим для них, чтобы ради него рисковать своими технологическими преимуществами".
CNews.ru