Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Петербургские операторы связи прогнозируют рост спроса на конвергентные решения


23.03.2011

Петербургские операторы связи прогнозируют рост спроса на конвергентные решения

Поглощение фиксированных активов операторами сотовой связи привело к тому, что конвергенция, о которой долгие годы участники рынка рассуждали как об обязательной, но все еще туманной перспективе, получила вполне конкретные очертания. Впрочем, никаких революционных сервисов абоненты не увидели: им просто дали скидку, в среднем в пределах 20—25%, при заказе нескольких услуг одновременно.

Согласны совмещать

Объединение сотовой и фиксированной связи в рамках интеллектуальных сетей, а также проводного и беспроводного интернет-доступа, конечно, встречается в продуктах, создаваемых операторами индивидуально для корпоративных клиентов, но в качестве готового предложения даже для корпоративного сектора такие пакеты пока не пользуются спросом. Это позволяет операторам второго эшелона и менее крупным компаниям, не имея беспроводных сетей и доступа к ним, сохранять за собой рыночную долю, продавая традиционно востребованные сервисы (интернет-доступ и телефонию), считает гендиректор ИАА "Не­деля сотовых технологий" Денис Кусков.

Аналитик не исключает, что через два-три года ситуация поменяется коренным образом: корпоративные клиенты захотят пользоваться услугами одного оператора (а не двух-трех, как это сегодня практикуют крупные компании), увидят преимущества "объединенных" сервисов, в том числе с точки зрения оптимизации расходов. Однако, по его мнению, альтернативный сегмент и в этом случае сможет сосуществовать с операторами федерального уровня. Небольшие игроки пойдут на создание MVNO или будут пользоваться их услугами, если не сумеют войти в альянс с кем-то из сотовых компаний и продавать их тарифы по специальным расценкам. В каче­стве примера г-н Кусков привел проект МТС и петербургского оператора "ПиН Телеком", абоненты домашней сети которого получили возможность подключиться к специальным тарифам на сотовую связь, разработанным МТС для этой сети.

"Клиенты действительно проявляют все больший интерес к конвергентным услугам, когда один оператор предлагает прин­ципиально новые технические решения, объединяющие услуги фиксированной и мобильной связи. Но, к сожалению, таких предложений на телекоммуникационном рынке Петербурга практически нет. В настоящий момент наша компания активно работает над созданием подобной услуги и ведет переговоры с партнерами", — пояснил генеральный директор компании ОБИТ Андрей Гук.

С сотовыми операторами сложно договариваться о создании совместных решений, отмечал ранее гендиректор "Смарт Телеком" Анд­рей Суходольский. По его словам, реализации подобных проектов мешала как недостаточно обширная абонентская база корпоративных клиентов у альтернативных операторов, так и тот факт, что сотовые компании в таких проектах составляют конкуренцию сами себе (с появлением у них фиксированных сетей "посторонним" операторам рассчитывать на специальные условия стало только сложнее). Однако, как полагает г-н Суходольский, конвергентные решения из разряда допсервисов постепенно перейдут в разряд основных услуг. В этом случае ситуация может измениться за счет появления массового спроса.

"У нас есть планы по созданию пакетных сервисов с использованием сотовой связи, для чего мы и получили лицензию виртуального оператора мобильной связи (MVNO). Мы, безусловно, будем заниматься реализацией этого проекта", — отмечает директор петербургского филиала "Вестколл" Виктория Тихонова. Но, по ее мнению, конкурировать в направлении конвергентных услуг с компаниями "тройки" другим участникам рынка будет сложно.

"Пока нишевые игроки сохраняют свои преимущества перед федеральными операторами, — говорит генеральный директор компании "Прометей" Роман Венедиктов. — За ними остается оперативное реагирование на потребности клиента и более гибкий подход при разработке и реализации тех или иных проектов. При этом нет жестких рамок прейскуранта и долгосрочных бизнес-процессов, как у крупных операторов связи".

"Тройка" плетет сеть

Что такое конвергенция, первым пришлось демонстрировать рынку "ВымпелКому" (сеть "Билайн"), который приступил к интеграции сетей "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" в конце 2008 года. В Петербурге "Билайн" стал обладателем внушительных фиксированных активов: второго по величине оператора корпоративной связи и третьего на тот момент городского интернет-провайдера. Первые конвергентные услуги были выпущены оператором для корпоративного рынка и сводились к скидкам, доходившим до 20%, при одновременном использовании проводных сервисов и мобильной связи, а также к продаже "коробочных" продуктов, позволявших бизнес-абонентам быст­ро обеспечить офис доступом в Интернет по технологии 2G и 3G — до того, как туда будет протянут оптико-волоконный кабель. Тем не менее не создавая принципиально новых сервисов, как и другие представители "тройки" впоследствии, "Билайн" заявляет об успешных результатах проделанной конвергенции. На федеральном уровне практически каждый второй бизнес-абонент, подключенный к фиксированной сети, является и абонентом мобильной сети "Билайн", в массовом сегменте процент пересечения значительно ниже и редко превышает в фиксированной сети 25—30%.

МТС взялась за вывод конвергентных сервисов позднее, после того как в конце 2009 года началось объединение с "Комстар-ОТС". Для петербургских абонентов "комплексные" сервисы стали доступны, прежде всего в корпоративном сегменте. При этом обслуживание частного сектора стало возможно только в прошлом году, после завершения двух сделок: с "Мультирегионом" и "ЛАНК Телекомом". Для корпоративных абонентов оператор, как и "Билайн", предлагает скидку при подключении нескольких услуг одновременно. Однако МТС и "Комстар" изначально более активно взялись за совместное освоение массового рынка. На Северо-Западе уже работает конвергентное решение 3-в-1, которое сводится к 20-процентной скидке на оборудование, мобильный и фиксированный Интернет и предоставлению услуги кабельного ТВ по специальному тарифу. "Группа МТС последовательно реализует совместные проекты в сфере мобильной и фиксированной связи и получает новые преимущества на ключевых рынках, а наши пользователи — выгодные тарифы на основные телекоммуникационные услуги, удобную бонусную программу и широкую сеть салонов", — подчеркивает преимущества конвергенции директор филиала "МТС — Северо-Запад" Иван Золочевский.

Последним осваивать конвергентные решения начал "МегаФон", чьи переговоры с владельцами "Синтерры" в свое время порядком подзатянулись. Получив на Северо-Западе фиксированную сеть "Петерстара", а затем и "Метрокома" в Петербурге, "МегаФон" в начале 2011 года приступил к продаже совместных сервисов. Сейчас по условиям акции, которая продлится до конца весны в семи городах СЗФО, включая Петербург, новые клиенты при оформлении контракта на стационарную и сотовую связь могут получить пакет услуг фиксированной связи с 50-процентной скидкой на абонентскую плату. Кроме того, по словам пресс-секретаря Северо-Западного филиала "МегаФон" Людмилы Чеховой, в разработке находится ряд новых услуг на базе объединенных сетей, включая "Офис на связи FMC". "Данные сервисы позволят объединять фиксированные и мобильные телефоны клиента в собственный единый план короткой нумерации, совершать вызовы по короткому номеру и с льготной тарификацией между мобильными и фиксированными телефонами клиента", — рассказала г-жа Чехова. С момента консолидации активов "Петерстара" и "МегаФона" прошло несколько месяцев. В "МегаФоне" рассчитывают, что им удастся подключить к собственной мобильной сети не менее 75% клиентов "Петер­стара". В рамках консолидации с компанией "Метроком" до 50% ее абонентов уже являются абонентами "МегаФона", рассказали в компании.

Источник:
РБКdaily