Согласны совмещать
Объединение сотовой и фиксированной связи в рамках интеллектуальных сетей, а также проводного и беспроводного интернет-доступа, конечно, встречается в продуктах, создаваемых операторами индивидуально для корпоративных клиентов, но в качестве готового предложения даже для корпоративного сектора такие пакеты пока не пользуются спросом. Это позволяет операторам второго эшелона и менее крупным компаниям, не имея беспроводных сетей и доступа к ним, сохранять за собой рыночную долю, продавая традиционно востребованные сервисы (интернет-доступ и телефонию), считает гендиректор ИАА "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков.
Аналитик не исключает, что через два-три года ситуация поменяется коренным образом: корпоративные клиенты захотят пользоваться услугами одного оператора (а не двух-трех, как это сегодня практикуют крупные компании), увидят преимущества "объединенных" сервисов, в том числе с точки зрения оптимизации расходов. Однако, по его мнению, альтернативный сегмент и в этом случае сможет сосуществовать с операторами федерального уровня. Небольшие игроки пойдут на создание MVNO или будут пользоваться их услугами, если не сумеют войти в альянс с кем-то из сотовых компаний и продавать их тарифы по специальным расценкам. В качестве примера г-н Кусков привел проект МТС и петербургского оператора "ПиН Телеком", абоненты домашней сети которого получили возможность подключиться к специальным тарифам на сотовую связь, разработанным МТС для этой сети.
"Клиенты действительно проявляют все больший интерес к конвергентным услугам, когда один оператор предлагает принципиально новые технические решения, объединяющие услуги фиксированной и мобильной связи. Но, к сожалению, таких предложений на телекоммуникационном рынке Петербурга практически нет. В настоящий момент наша компания активно работает над созданием подобной услуги и ведет переговоры с партнерами", — пояснил генеральный директор компании ОБИТ Андрей Гук.
С сотовыми операторами сложно договариваться о создании совместных решений, отмечал ранее гендиректор "Смарт Телеком" Андрей Суходольский. По его словам, реализации подобных проектов мешала как недостаточно обширная абонентская база корпоративных клиентов у альтернативных операторов, так и тот факт, что сотовые компании в таких проектах составляют конкуренцию сами себе (с появлением у них фиксированных сетей "посторонним" операторам рассчитывать на специальные условия стало только сложнее). Однако, как полагает г-н Суходольский, конвергентные решения из разряда допсервисов постепенно перейдут в разряд основных услуг. В этом случае ситуация может измениться за счет появления массового спроса.
"У нас есть планы по созданию пакетных сервисов с использованием сотовой связи, для чего мы и получили лицензию виртуального оператора мобильной связи (MVNO). Мы, безусловно, будем заниматься реализацией этого проекта", — отмечает директор петербургского филиала "Вестколл" Виктория Тихонова. Но, по ее мнению, конкурировать в направлении конвергентных услуг с компаниями "тройки" другим участникам рынка будет сложно.
"Пока нишевые игроки сохраняют свои преимущества перед федеральными операторами, — говорит генеральный директор компании "Прометей" Роман Венедиктов. — За ними остается оперативное реагирование на потребности клиента и более гибкий подход при разработке и реализации тех или иных проектов. При этом нет жестких рамок прейскуранта и долгосрочных бизнес-процессов, как у крупных операторов связи".
"Тройка" плетет сеть
Что такое конвергенция, первым пришлось демонстрировать рынку "ВымпелКому" (сеть "Билайн"), который приступил к интеграции сетей "Голден Телеком" и "Корбина Телеком" в конце 2008 года. В Петербурге "Билайн" стал обладателем внушительных фиксированных активов: второго по величине оператора корпоративной связи и третьего на тот момент городского интернет-провайдера. Первые конвергентные услуги были выпущены оператором для корпоративного рынка и сводились к скидкам, доходившим до 20%, при одновременном использовании проводных сервисов и мобильной связи, а также к продаже "коробочных" продуктов, позволявших бизнес-абонентам быстро обеспечить офис доступом в Интернет по технологии 2G и 3G — до того, как туда будет протянут оптико-волоконный кабель. Тем не менее не создавая принципиально новых сервисов, как и другие представители "тройки" впоследствии, "Билайн" заявляет об успешных результатах проделанной конвергенции. На федеральном уровне практически каждый второй бизнес-абонент, подключенный к фиксированной сети, является и абонентом мобильной сети "Билайн", в массовом сегменте процент пересечения значительно ниже и редко превышает в фиксированной сети 25—30%.
МТС взялась за вывод конвергентных сервисов позднее, после того как в конце 2009 года началось объединение с "Комстар-ОТС". Для петербургских абонентов "комплексные" сервисы стали доступны, прежде всего в корпоративном сегменте. При этом обслуживание частного сектора стало возможно только в прошлом году, после завершения двух сделок: с "Мультирегионом" и "ЛАНК Телекомом". Для корпоративных абонентов оператор, как и "Билайн", предлагает скидку при подключении нескольких услуг одновременно. Однако МТС и "Комстар" изначально более активно взялись за совместное освоение массового рынка. На Северо-Западе уже работает конвергентное решение 3-в-1, которое сводится к 20-процентной скидке на оборудование, мобильный и фиксированный Интернет и предоставлению услуги кабельного ТВ по специальному тарифу. "Группа МТС последовательно реализует совместные проекты в сфере мобильной и фиксированной связи и получает новые преимущества на ключевых рынках, а наши пользователи — выгодные тарифы на основные телекоммуникационные услуги, удобную бонусную программу и широкую сеть салонов", — подчеркивает преимущества конвергенции директор филиала "МТС — Северо-Запад" Иван Золочевский.
Последним осваивать конвергентные решения начал "МегаФон", чьи переговоры с владельцами "Синтерры" в свое время порядком подзатянулись. Получив на Северо-Западе фиксированную сеть "Петерстара", а затем и "Метрокома" в Петербурге, "МегаФон" в начале 2011 года приступил к продаже совместных сервисов. Сейчас по условиям акции, которая продлится до конца весны в семи городах СЗФО, включая Петербург, новые клиенты при оформлении контракта на стационарную и сотовую связь могут получить пакет услуг фиксированной связи с 50-процентной скидкой на абонентскую плату. Кроме того, по словам пресс-секретаря Северо-Западного филиала "МегаФон" Людмилы Чеховой, в разработке находится ряд новых услуг на базе объединенных сетей, включая "Офис на связи FMC". "Данные сервисы позволят объединять фиксированные и мобильные телефоны клиента в собственный единый план короткой нумерации, совершать вызовы по короткому номеру и с льготной тарификацией между мобильными и фиксированными телефонами клиента", — рассказала г-жа Чехова. С момента консолидации активов "Петерстара" и "МегаФона" прошло несколько месяцев. В "МегаФоне" рассчитывают, что им удастся подключить к собственной мобильной сети не менее 75% клиентов "Петерстара". В рамках консолидации с компанией "Метроком" до 50% ее абонентов уже являются абонентами "МегаФона", рассказали в компании.
РБКdaily