В России канадская компания Research in Motion (RIM) малоизвестна, хотя она занимает четвертое место в пятерке лидирующих мировых производителей мобильных телефонов (по данным Gartner по итогам 2010 года). При этом, по мнению аналитиков рынка, будущее компании далеко не безоблачно - многие пользователи недовольны консервативностью продуктов компании, конкурирующих с активно развивающимися устройствами на платформах Google Android и Apple iOS.
Хотя компания вышла на российский рынок в 2008 году, ее присутствие практически незаметно. RIM не раскрывает данные о количестве пользователей в России, но по ряду оценок аналитиков, их не более 100 тысяч, включая тех, кто пользуется "серыми" аппаратами.
До последнего времени у компании фактически отсутствовал полноценный российский офис, а поддержка сервисов и устройств была переложена на плечи российских партнеров - операторов мобильной связи. "Сейчас мы отстраиваем базис в России - создаем команду, нанимаем специалистов по маркетингу и продажам, а также создаем экосистему для наших решений и сервисов" - говорит Люсье.
"Открытие собственного полноценного офиса RIM в России, на наш взгляд, позволит значительно ускорить решение нескольких ключевых с точки зрения пользователей вопросов. Например, открытие доступа к функции Wi-Fi в аппаратах BlackBerry, а также снятие необходимой на сегодняшний день блокировки телефонов на уровне SIM-карт. Кроме того, появление собственного офиса позволит оказывать владельцам BlackBerry более комплексную сервисную поддержку и более оперативно разрабатывать и внедрять маркетинговые инициативы" - считает Максим Брусницын, руководитель департамента по абонентским устройствам ОАО "Вымпелком".
Пресс-секретарь компании "Евросеть" Ульяна Смольская считает, что определенные перспективы в розничных сетях у продукции BlackBerry есть, но она вряд ли может занять рыночные позиции, сравнимые с позициями в США. "В России это нишевой бренд", - говорит она.
Приключения BlackBerry в России
Главные проблемы смартфонов BlackBerry в России - это отсутствие прямых продаж через розничную торговлю (сейчас BlackBerry продается через "Вымпелком" и МТС, которые определяют ценовую политику и "привязывают" аппарат к своей сети), высокие по сравнению с другими рынками цены, искусственное ограничение функциональности (Wi-Fi и сервис BlackBerry Messenger в смартфонах отключен по требованию спецслужб), а также низкая осведомленность покупателей о бренде и коммуникационных сервисах, которые предлагает RIM.
Аналитики рынка отмечают, что российские покупатели практически не знают бренд BlackBerry, а маркетинговая активность компании в России явно недостаточна.
Около полугода назад в RIM заявили, что продукция компании скоро будет продаваться в российских розничных сетях. "Это абсолютная необходимость для нас, высший приоритет. Подавляющая часть телефонов в России продается через розничные сети, и без них рассчитывать на рыночную долю бессмысленно", - говорит Люсье. Тем не менее, дата начала продаж BlackBerry в розничных сетях по-прежнему не известна.
Продажи BlackBerry в России только через операторов и аппаратное отключение модуля Wi-Fi обусловлены требованием спецслужб. Официально компания отказывается комментировать взаимоотношения с силовыми ведомствами, однако известно, что трафик российских клиентов RIM, как и весь мобильный интернет-трафик в России, контролируется системой СОРМ-2 на стороне операторов связи.
По словам Люсье, в компании понимают, что без решения всего комплекса описанных проблем рассчитывать на позитивные перемены невозможно. Представитель RIM обещает, что "уже в ближайшее время" основные проблемы начнут решаться. Эксперт телекоммуникационного рынка, попросивший не называть его имени, сомневается, что проблемы с лицензированием криптографии в смартфонах BlackBerry могут быть решены быстро. "Это может растянуться на неопределенное время", - сказал он.
По словам Люсье, компания близка к "прорыву" на российском рынке. "Некоторые вещи в России, тянувшиеся очень долго, могут происходить очень быстро, когда есть выход на людей, принимающих решения", - поясняет он, намекая, что именно с этим был связан майский приезд содиректора RIM Джима Балсилли (Jim Balsillie) в Россию.
Ранее компания стала партнером инновационного центра "Сколково".
РИА Новости