— Почему IPO "Евросети" не состоялось и насколько были вы готовы к такому развитию событий?
— Все, что мы хотели сказать про IPO, мы уже сказали. Акционеры и мы были готовы к любому развитию событий — компания не нуждается в обязательном привлечении средств.
— Если причина того, что IPO не состоялось, техническая, то можно ли говорить о том, что вы вернетесь к этой идее через какое-то время?
— Мы предупредили владельцев, что проведение размещения повторно целесообразно совершать не раньше, чем через год. Но потенциально это, конечно, возможно.
— На рынке существует мнение, что перед IPO вы работали на то, чтобы максимально сократить расходы компании, в том числе сдерживали рост числа точек. Будет ли как-то меняться такой подход к бизнесу?
— Мы действительно сдерживали рост, правда, только до середины 2010 года. Мы боролись с так называемой "болезнью роста", закрывая неприбыльные точки и "подчищая" там, где можно было подчистить. "Болезнь роста" — очень опасная штука и проявляется она в том, что масштабы бизнеса растут, а выручка остается на том же уровне. Как правило, именно это приводит к разорению. И действительно, эта болезнь "убила" чудовищное количество известных компаний. Посмотрите на тот же Mirax: если бы они взялись за строительство четырех башен, а не восьми сразу, то компания, возможно, осталась бы на плаву. Если говорить о ритейле, то той же "болезнью" в свое время переболели и "Беталинк", и Dixis, и "Цифроград", для которых, как мы помним, все закончилось весьма печально. "Болезнь роста" заставила Чичваркина продать свою компанию Мамуту, иначе ритейлер бы просто разорился. Этой болезнью и сейчас болеют некоторые ритейлеры, у них неподъемные долги. Например, "Связной". Последствия для них могут быть очень печальными.
— Вы продолжаете забирать у них магазины?
— Да, в настоящий момент нам удалось переписать на себя около 400 точек, реально из них к нам перешли почти 160. Ориентир — 500 точек.
— "Связной" утверждает, что полностью компенсирует свои потери открытием новых салонов...
— Это не так. По нашим данным, за то же время, что мы зашли на их 160 точек, "Связному" удалось открыть только около 50 магазинов. Безусловно, это негативно сказывается на доле рынка компании.
— Вы не рассматривали возможность помириться со "Связным"?
— Мы вели переговоры об этом дважды. Но дважды ни к чему не приходили. В данный момент мы позиции для компромисса не видим, и поэтому война продолжается.
— А если говорить не о чужих магазинах, а о ваших собственных, то насколько активно вы планируете расти в этом году?
— У нас достаточно агрессивный план, детали которого пока мы не можем раскрывать. Для примера — мы открыли около 400 точек только во второй половине 2010 года.
— В проспекте, который вы подавали на биржу, говорилось, что "МегаФон" ведет переговоры с "Евросетью" о возможности передачи своей сети под управление. Зачем компании это понадобилось? Ведь у них есть проект собственной розницы.
— Большая часть брендированных салонов "МегаФона" — это франчайзи. Такой сетью управлять достаточно трудно ввиду ее разрозненности. Поэтому компания может выбрать работу с большим партнером. Но решать будет "МегаФон".
— В этом году истекает срок действия опциона, который дает право "ВымпелКому" выкупить у Мамута акции "Евросети". Есть ли сейчас какое-то понимание, будет ли компания реализовывать эту возможность?
— Пока решение не принято. И я полагаю, оно находится в компетенции Джо Лундера, который только приступил к своим обязанностям и, вероятнее всего, займется этим вопросом чуть позже.
— Правда ли, что вас приглашали возглавить российский "ВымпелКом"?
— Я не могу сказать, что этот вариант совсем не обсуждался, но в последний год я такого предложения не получал.
— Ходит слух, что вы будете активно развивать различные интернет-проекты. О чем идет речь?
— С начала года мы открыли около десяти интернет-магазинов в регионах (торгуют сотовыми телефонами и электроникой), запустили совместно с SUP портал о гаджетах. Кто не верит в Интернет, не верит, что наступит будущее.
РБКdaily