Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сети 3G мешают росту доходов операторов от мобильного контента


10.06.2011

Сети 3G мешают росту доходов операторов от мобильного контента

Развитие беспроводных сетей третьего поколения (3G), а также увеличение числа владельцев смартфонов среди клиентов операторов связи негативно сказывается на росте операторских доходов в сегменте мобильного контента, полагают эксперты телекоммуникационного рынка, собравшиеся на ежегодном форуме "Мир мобильного контента" (MoCO 2011), проходящем в четверг и пятницу в Москве.

Абонент все чаще получает и оплачивает мобильный контент в обход оператора связи, роль которого сводится лишь к передаче данных. Развитию этой тенденции способствует распространение высокоскоростных сетей третьего поколения и смартфонов с богатым набором возможностей.

"Рынок операторского мобильного контента растет, однако темпы роста снижаются в связи с появлением новых бизнес-моделей распространения и монетизации контента", - сказал во время выступления на форуме директор по развитию интернет-сервисов группы компаний МТС Павел Ройтберг.

По данным МТС, доходы российских операторов на рынке мобильного контента выросли 2009 году на 49%, в 2010 году - на 19%, а в 2011 предположительно увеличатся всего на 6%, примерно до 42 миллиардов рублей.

По данным AC&M Consulting, доля мобильного контента в структуре доходов операторов от дополнительных услуг в 2010 году не изменилась и составила 26%. При этом доля другой дополнительной услуги - собственно мобильного интернета - увеличилась с 30% до 35%, а доля SMS снизилась с 40% до 34%.

Общемировой объем рынка дополнительных услуг связи (VAS, все услуги, кроме голосовой связи) в 2010 году вырос на 25% - до 300 миллиардов долларов, а доля VAS в общей выручке составила 26%. Доля смартфонов среди абонентских телефонов в 2010 году в России составила 13%, что примерно соответствует проникновению смартфонов в Европе.

"Надежный широкополосный беспроводной интернет убивает традиционные бизнес-модели продаж мобильного контента", - заявила в своем выступлении аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова.

Хотя смартфоны с развитыми возможностями способствуют потреблению предлагаемых оператором дополнительных услуг, социальные сети и магазины приложений Apple App Store и Google Android Market все чаще замещают собою контент-витрины провайдеров, полагает Ройтберг. Он привел статистику, согласно которой, абонент до покупки смартфона платит за контент примерно вдвое больше, чем за мобильный интернет. После покупки смартфона ситуация меняется на обратную, хотя общие доходы оператора при этом и возрастают.

Растущий рынок смартфонов и появление магазинов приложений во многих случаях оставляют операторам возможность заработать лишь на мобильной передаче данных. Кроме того, оператор и его сервисы оплаты через SMS чувствуют растущую конкуренцию со стороны платежных систем. "Если раньше проще всего было пойти на портал оператора, то теперь можно пойти куда угодно и взять все что нужно в любом формате", - говорит Ройтберг.

Контент-провайдеры, традиционные партнеры оператора, делившие с ним прибыль за получаемые пользователями мелодии звонка и другие популярные сервисы, также рискуют остаться не удел, так как бизнес контент-провайдера во многом завязан на оператора и счет абонента, считает управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров (i-Free специализируется на создании и продвижении мобильных сервисов).

Традиционные контент-провайдеры пока еще пользуются несовершенством технологий и рынка, на котором не развиты платежные системы, отсутствует возможность оценки товара перед его покупкой и нет конкуренции с зарубежными игроками. Но время таких провайдеров проходит, полагает Петров.

По его мнению, операторы, контент-провайдеры, а заодно производители телефонов, которые также продвигают свои магазины приложений, потеснятся на рынке, где еще более значимые роли будут играть разработчики операционных систем и инфраструктуры продажи контента (Apple, Google, Microsoft), разработчики приложений, интернет-компании (Facebook, eBay, "Яндекс" и др.).

Борьба операторов с мобильным мошенничеством также негативно сказалась на покупке контента, который предлагает не сам оператор, а его партнеры. Как следствие, оператор теряет в доходах. Мошенники, в полном соответствии с трендом, все чаще предлагают для оплаты своих "услуг" не операторский счет абонента (операторы стали строже), а другие платежные системы. "Ряд игроков столкнулся с большими штрафами в прошлом году, модель, основанная на фроде (мошенничестве), будет нерентабельной", - сказал Ройтберг.

"Основная часть фрода перетекла в мобильную коммерцию", - со своей стороны добавляет Панкратова - тем самым, мобильные мошенники никуда не делись, а просто сменили тактику. Выручка же от микроплатежей со счетов оператора, по данным AC&M Consulting, незначительно выросла в 2010 году - до 11 миллиардов рублей с 10,2 миллиардов рублей в 2009-м.

По словам Ройтберга, выигрышная стратегия для оператора на рынке мобильного контента будет основываться на продвижении собственной платформы для приложений при одновременном развитии сотрудничества с социальными сетями, разработчиками популярных мобильных платформ и магазинов приложений.

Источник:
РИА Новости