"Облачные" сервисы, позволяющие перенести вычислительные ресурсы и данные на удаленные интернет-серверы, в последние годы стали одним из основных трендов развития IT-технологий.
"Повышению эффективности информационного взаимодействия общества и государства будет способствовать внедрение "облачных" технологий в сфере государственных и муниципальных услуг", - отметил парламентарий, напомнив, что "облачные" технологии предоставляют возможность концентрировать все базы данных на выделенных серверах и дистанционно управлять накопленными сведениями.
В настоящее время, по его словам, идет процесс синхронизации баз данных федеральных и региональных органов исполнительной власти для того, чтобы человек мог через интернет, либо через службу "одного окна" обратиться за услугой и получить ее, не собирая при этом дополнительные бумаги.
Железняк напомнил, что в прошлом году законодательно был утвержден новый стандарт оказания государственных и муниципальных услуг для населения. Он предполагает, что при обращении в ведомство, выдающее конечный документ, заявителю надлежит представить только первичные документы, а все остальные сведения, необходимые для подготовки требуемой справки, орган исполнительной власти должен собирать самостоятельно, используя каналы межведомственного взаимодействия.
На федеральном уровне, по оценкам экспертов, система межведомственного электронного документооборота должна заработать в полную силу через три месяца, уточнил парламентарий.
"В случае перехода на удаленный режим управления базами данных для их владельцев автоматически снимаются все проблемы с производительностью компьютерных мощностей и постоянным обновлением программного обеспечения для обработки накопленных сведений, - пояснил Железняк. - Эти функции будeт исполнять провайдер, который обеспечит весь технологический процесс: начиная с увеличения объемов памяти, подключения новых пользователей до актуализации программного обеспечения и обеспечения защиты базы данных".
По его мнению, от внедрения "облачных" сервисов выиграют как сами ведомства, так и граждане. "Ведомства получат возможность повышения производительности труда, и что самое главное, экономии бюджетных средств, затрачиваемых ежегодно на модернизацию информационных систем", - отметил он.
Выгода очевидна: каждому ведомству не придется тратиться на высокотехнологичное компьютерное оборудование и наращивание серверных мощностей. Граждане, в свою очередь, смогут рассчитывать не только на ускорение процесса получения госуслуг, но и удешевление их стоимости, добавил Железняк.
Глава комитета подчеркнул, что работа с большими объемами персональных данных требует создания особого режима безопасности. Поэтому он считает целесообразным передать функции хранения и обработки данных единому провайдеру, уполномоченному государством. "В качестве госпровайдера может выступить телекоммуникационная компания или IT-компания, обладающая технологическими и техническими возможностями для хранения, обработки и защиты данных", - отметил Железняк.
Социальный доступ в интернет
В целях расширения доступа населения к электронным госуслугам депутат предлагает создавать и развивать на территории России сеть "Центров социального доступа в интернет".
"Их появление станет логическим продолжением реализации задачи интеграции населения в информационное пространство", - заметил парламентарий.
По его словам, сейчас во всех российских регионах уже действуют "Центры общественного доступа" (ЦОД), которые на безвозмездной основе предоставляют гражданам возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. "ЦСДИ откроют гражданам бесплатный доступ к полезной и познавательной информации разных интернет-ресурсов, в том числе, и к порталам госуслуг", - подчеркнул Железняк.
По мнению главы профильного Комитета, такие центры могли бы создаваться на принципах государственно-частного партнерства. "Муниципальные органы власти, со своей стороны, могли бы предоставлять помещения для размещения центров, а оснащением залов компьютерной техникой и обеспечением выхода в интернет займутся интернет-провайдеры, оказывающие услуги на данной территории, на благотворительной основе", - пояснил он.
К созданию сети бесплатных ЦСДИ, как отмечает Железняк, могли бы также подключиться некоммерческие организации, которые вправе инициировать социально-значимые проекты на получение грантов.
Целевая аудитория ЦСДИ, по мнению депутата, может быть самой разнообразной: это и дети из малообеспеченных семей, люди с ограниченными возможностями, а также пенсионеры, которые также проявляют интерес к современным информационным возможностям: электронной почте, познавательным сайтам и даже социальным сетям. "Интернет позволяет гражданам, которые ограничены в общении, активизировать процесс собственной социализации, помогает реализовать свои творческие навыки и чувствовать себя полезным и нужным обществу", - уверен Железняк.
Функциональный потенциал ЦСДИ, считает глава комитета, очень велик: они могут служить не только образовательной площадкой, где посетители приобретают навыки работы с современными технологиями, но и местом продвижения проектов открытого программного обеспечения.
РИА Новости