На сегодня очевидно лишь одно - на землю "Экспресс-АМ4" не падал, но и на заданной высоте его нет. Следовательно, он должен быть где-то между… Ранее ряд источников в российской космической отрасли заявляли, что аппарат, якобы, находится на "нецелевой орбите" и специалисты сейчас пытаются выяснить два момента: можно ли поднять "Экспресс-АМ4" до нужной высоты за счет собственных двигателей спутника, а если этого сделать нельзя, то может ли аппарат работать на той высоте, которую он занял.
Согласно источнику РИА Новости в ракетно-космической области, аппарат "не сможет работать по целевому назначению".
Стало известно, что космический аппарат, вероятно, остается состыкован с разгонным блоком "Бриз-М". После того, как в четверг с космодрома Байконур стартовала ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "Экспресс АМ-4", были потеряны сигналы с "разгонника" и с борта спутника. Отделение космического аппарата от "Бриза-М" должно было состояться в 10.38 мск четверга, но информации о состоянии и местонахождении спутника в этот день так и не появилось. У спутника "Экспресс-АМ4" имеется двигатель и запас топлива, с помощью которых производится "шестой импульс", завершающий выведение подобных аппаратов на геостационарную орбиту. Если разгонный блок и спутник не расстыкованы, то мощности двигателя недостаточно для перемещения аппарата и спутник не сможет функционировать.
"Экспресс-АМ4" предназначен для работы на геостационарной орбите, в определенной точке стояния, до которой он не долетел. Так как разгонный блок - это большая дополнительная нагрузка по массе, двигательная установка спутника, не рассчитанная на перемещение дополнительного груза, не сможет перевести спутник на рабочую геостационарную орбиту для стабилизации в точке стояния", - рассказал эксперт агентству.
Ситуация с аппаратом "Экспресс-АМ4" напоминает о неудачном запуске военного спутника "Гео-ИК-2" 1 февраля 2010 года. Тогда аппарат тоже не вышел на связь и не смог достичь расчетной орбиты из-за нехватки энергии - госкомиссия, расследовавшая это происшествие, пришла к выводу о падении напряжения в системе бортового электропитания. На нерасчетной орбите спутник просуществовал всего месяц.
Отличие между спутником "Гео-ИК-2" и аппаратом "Экспресс-АМ4", практически полностью разработанным европейской компанией, в том, что последний обладает собственным двигателем, причем такая архитектура не применяется на российских спутниках. "Экспресс-АМ4" создан на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium. Данная платформа используется для спутников ведущих международных операторов связи.
Напомним, что масса запущенного аппарата составляет около 5 800 кг, при этом он оснащен 30 транспондерами C-диапазона, 28 Ku-диапазона, 2 Ka-диапазона и 3 L-диапазона. Также у спутника есть 10 антенн с перенацеливаемыми лучами. Технически, убытков от потери спутника быть не должно - в России он был застрахован на 7,5 млрд рублей, а сама компания-страховщик данную схему перестраховала на международном рынке. Тем не менее, очевидно, что вероятная потеря спутника срывает планы внедрения цифрового ТВ в России.
CyberSecurity.ru