С 1 октября взаимодействие граждан с бюрократическими органами должно улучшиться — все федеральные органы должны перейти на систему межведомственного взаимодействия. Это значит, что россияне будут избавлены от хождений от министерства к министерству в поисках справки для получения другой справки. Чтобы перейти на новую систему, госорганам нужно было составить "дорожную карту".
Однако к новой системе "одной инстанции" оказались готовы не все федеральные органы власти. Согласно мониторингу, на 26 августа такие "дорожные карты" полностью готовы у 34 ведомств из 59. Ни одна карта не готова у 12 ведомств, оставшиеся 13 ведомств спроектировали лишь часть своих карт, говорит директор центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.
Чтобы подогнать тех, кто до сих пор не перестроился, в конце августа правительственная комиссия по внедрению информационных технологий приняла решение опубликовать рейтинг ведомств "отличников" и "двоечников" в этом направлении. Но видя, что попадание в антирейтинг ведомства не испугало и они продолжают усиленно не готовиться к работе в новой системе, правительство решило составить персональный список ответственных (есть в распоряжении РБК daily).
Среди тех, кому правительственная комиссия готова поставить "неуд", числятся заместитель руководителя ФСФР Сергей Харламов (из 13 госуслуг, предоставляемых ведомством, к переходу на электронные информационные рельсы не готова ни одна), замруководителя Роснедр Олег Монастырных (результат — ноль из пяти), замглавы Росморречфлота Сергей Кондратьев (ноль из трех), замглавы Роскосмоса Сергей Пономарев (ноль из двух), замглавы Росстандарта Евгений Петросян (ноль из двух), замруководителя ФАС Андрей Цариковский (ноль из двух), замдиректора ФСИН Николай Криволапов (ноль из двух).
Также не справились с задачей первый замминистра иностранных дел Андрей Денисов, замминистра обороны Михаил Мокрецов, замминистра Минспорттуризма Юрий Нагорных, первый замдиректора Рособоронзаказа Людмила Воробьева и замруководителя ФМБА Владимир Романов — эти ведомства не справились даже с одной госуслугой.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин не помнит, чтобы подобные списки появлялись в публичной сфере официально. "Обычно их составляют в отдельных ведомствах по решению руководителя, и носят они рабочий характер", — говорит он.
"Новые принципы оказания госуслуг строятся на трех ключевых моментах — открытость информации обо всех этапах реализации проектов, персонификация ответственности и проектный подход к решению задач", — объясняет появление черного списка директор департамента информационных технологий и связи правительства Алексей Попов.
Изначально планировалось, что на новый режим госорганы перейдут уже с 1 июля 2011 года, однако к этому сроку они не смогли самостоятельно договориться между собой. Никаких переносов сроков вступления закона в силу не будет. "Ведомства, не уложившиеся в срок, вынуждены будут изыскивать способы исполнения своих обязательств так, чтобы их недоработки никак не сказались на заявителе. Впрочем, надежда на то, что все успеют, у нас есть — в последнее время процесс подготовки активизировался. Только за прошедшую неделю еще семь ведомств завершили этап составления "дорожных карт", — поясняет г–н Попов.
Если ведомства не успеют перейти на новый режим к 1 октября, то им придется заниматься курьерской доставкой документов, рассказал РБК daily замминистра экономического развития Олег Фомичев. Кроме того, в помощь гражданам Минэкономразвития разработало законопроект о досудебном обжаловании. "В нем прописаны конкретные механизмы и ответственность госслужащих за действия и бездействие чиновников в сфере предоставления госуслуг. Закон установит особый статус административной жалобы и введет новые составы правонарушений в КоАП", — говорит он.
Это дополнительные риски для ведомств, но чиновникам из списка провинившихся ничего не угрожает — персональных санкций за задержку реализации проекта нет. Г-н Мухин также сомневается, что для большинства чиновников попадание в список будет чувствительно. Однако в некоторых ситуациях наличие подобных должностных реестров может быть неэтичным. "Это все равно что публиковать списки налоговых должников — штука полезная, но неэтичная", — говорит он.
По его словам, надо учитывать, что неповоротливая бюрократическая машина может давать сбои. К тому же списки могут подчеркнуть несостоятельность руководства. "Это похоже на советскую практику, когда муж с женой не могут разобраться в семейном конфликте и выносят его на партком", — считает он.
Система "одной инстанции" также отчасти решает проблему бумажной волокиты — сведений, которые требовались от заявителя, но не применялись и не использовались более нигде. "Над целесообразностью сбора таких данных чиновники не задумывались до тех пор, пока им самим не пришлось их собирать. Уже сейчас подобных документов выявлено и признано избыточными 238", — констатирует директор департамента государственного управления Минэкономразвития Савва Шипов.
РБКdaily