Многие не до конца понимают, что такое "облачный" сервис. Это единое информационное пространство, при помощи которого можно хранить, редактировать, пересылать свои документы без применения специально купленных программ и ПО. Причем информация, которая с виду находится в вашем компьютере, на самом деле хранится на удаленном сервере. Самый простой пример "облачного" сервиса - это имеющаяся у многих пользователей электронная почта с веб-доступом. Для работы с этой системой нужен всего лишь браузер и доступ в интернет.
Основной плюс, который внесли в нашу жизнь "облачные" сервисы, состоит в демократизации технологий. "Те сложные вещи, которые ранее были доступны только крупным предприятиям, например качественная электронная почта бизнес-класса, онлайн-конференция, работа с календарями, качественная совместная работа, качественные средства бизнес-продуктивности, которые раньше требовали установки в собственных центрах обработки данных крупных компаний, теперь через "облако" доступны малым компаниям, от 5 до 50 сотрудников", - говорит руководитель направления маркетинга облачных технологий Microsoft в России Юрий Ларин на круглом столе представителей российского IT-рынка в информационном агентстве РБК.
Один из наиболее наглядных примеров "облачных" сервисов - это продукт Google Apps, который американская корпорация запустила в феврале 2007 года. "Идея сервиса достаточно проста и заключается в том, что инструменты современного офисного сотрудника должны быть удобны, документы должны быть защищены и доступны из любой точки мира. Эту потребность и удовлетворяет сервис Google Apps. Функционально это набор из 6 приложений: Google Sites, Google Docs, Google Talk, календарь, видео и Gmail", - объясняет руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами департамента облачных технологий Softline Владимир Савченко.
Сервис дает возможность пользователям хранить свои документы в едином информационном пространстве, оттуда же их открывать, там же взаимодействовать со своими коллегами. То есть на компьютере, телефоне ничего не нужно устанавливать, чтобы работать с этим пакетом. Причем в компании до 10 человек таким сервисом можно пользоваться бесплатно. Так что и для потребителя, и для создателя услуг "облака" удобны тем, что имеют крайне низкую стоимость первоначального входа на рынок: больше можно не приобретать дорогое ПО. "Среди подписчиков сервиса - большое число мировых компаний, в частности Jaguar Land Rover, Motorola, российские филиалы компаний Avon, Groupon, "Л-Этуаль", "Терволина" и другие", - признается г-н Савченко.
Другой пример использования "облачных" технологий уже только в бизнесе приводит начальник отдела развития продуктов услуг ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Тимофей Толпежников. По его словам, в конце октября компания совместно с Microsoft запустила на российском рынке приложение Office 365. В него включены почта, а также Microsoft Exchange (обмен документами и базами данных).
"Сейчас мы находимся в конце ноября, и те результаты, которые видит "ВымпелКом" от предложения данного сервиса на рынке, меня, честно говоря, вполне устраивают, поскольку показывают тот интерес, подтверждают те прогнозы, которые были, что сервис будет пользоваться спросом в первую очередь как раз среди клиентов малого и среднего бизнеса", - доволен г-н Толпежников.
Если мы говорим про основной потенциал "облачных" сервисов во всем мире, то это компании сегмента малого и среднего бизнеса, их число в мире более 150 млн. "Это большой рынок, который потребляет IT-сервисов больше чем на 1 трлн долл. в мире", - отмечает президент компании Parallels на развивающихся рынках Павел Ершов. "Если мы посмотрим на прогнозы по развитию этого рынка, то мы увидим, что они очень радужные. По мнению компании IDC, до 2015 года этот рынок с 30 млн долл. в России вырастет до более чем 1 млрд. Мы с такими выводами согласны, рост рынка может даже превысить эти прогнозы", - надеется г-н Ершов.
Он уверен, что в ближайшие 3-5 лет возрастет доля тех компаний, которые сейчас работают в телекоме и области хостинга, и они еще будут конкурировать с традиционными дистрибуторами ПО. "Вы не будете ходить в магазин за коробкой и даже не будете себе скачивать с какого-то сайта или с магазина приложения того или иного производителя, а будете потреблять в "облачном" виде - в виде онлайн-сервиса", - проясняет будущее г-н Ершов. Однако ему, как и многим экспертам, бросаются в глаза сдерживающие барьеры российской действительности, которые мешают компаниям активно развивать облачные технологии в нашей стране.
"Во-первых, предложение сервисов пока что не такое хорошее. Нет крупных игроков, которые могли бы предложить сервис достаточного уровня по приемлемой цене", - недоволен Павел Ершов. "И второе, бизнес-практика, которая царит пока что в нашем малом и среднем бизнесе, не способствует распространению сервисов. Это касается и знаний людей, и их обученности, и в принципе способности эффективно применять информационные технологии, правильно считать их выгоду", - сокрушается эксперт. Однако это не главная беда на просторах российского телекома.
"В России есть ряд барьеров, которые будут сдерживать развитие "облачных" сервисов. Один из них - это проблема проникновения интернета в регионах, стоимость и скорость доступа в интернет еще не позволяют малому и среднему бизнесу полностью положиться на "облачные" решения", - рассказывает генеральный директор ABBYY Россия
"Я думаю, что в первую очередь это будет связано с некоторым внутренним противодействием со стороны самих корпоративных клиентов, а именно их служб информационной поддержки. Поскольку всегда возникают вопросы отдачи того, чем ты управлял самостоятельно, на что имел свои собственные бюджеты, в чьи-то руки", - заявляет Тимофей Толпежников.
Несмотря на волнения экспертов, их общий настрой остается позитивным. Они уверены: Россия никак не отстала от лидеров в развитии "облачных" сервисов. "Мы - компания, которая всю разработку ведет в России, и с точки зрения разработки и наличия на рынке тех или иных предложений по сервисам, мы нисколько не отстаем. С точки зрения объема рынка, да, отстаем. Но это функция от общего IT-рынка, который в России просто меньше, чем в других странах. Технологического отставания нет", - уверен президент компании Parallels на развивающихся рынках Павел Ершов. По его мнению, именно это станет одним из факторов того, что в России сегмент "облаков" будет быстрее расти, чем на развитых рынках.
Тем временем эксперты демонстрируют радужные прогнозы не только насчет развития технологий, но и насчет расположения к ним потребителей. "Очень важно, как воспринимаются эти услуги людьми. Мы дали наш сервис представителям малого бизнеса, а потом спрашивали, что они почувствовали. Исследование показало, что 59% респондентов сказали, что их бизнес стал более продуктивным. Это ощущения людей, они чувствуют, что эти технологии полезны. 57% увидели, как они начали экономить деньги", - комментирует руководитель экспертной группы Microsoft в России Владимир Габриэль результаты исследования, которое компании провела в ноябре.
Эксперты сходятся во мнении, что инновационные "облачные" решения будут очень популярны у компаний, относящихся к областям ритейла, финансов и медиа. "Это сегменты экономики, которые традиционно более внимательно относятся к сокращению издержек", - поясняет г-н Савченко.
Между тем "облачные" технологии близки и обычному пользователю, которому бывает удобно зайти в почту с телефона или воспользоваться текстовым редактором на компьютере, на котором нет лицензионного ПО. Тогда в дело идут Интернет, браузер и "облака". "У нас есть еще индивидуальные пользователи, которые решают свои частные задачи. Они будут составлять активный сегмент "облачных" технологий, потому что на домашнем компьютере пользоваться всей мощью офисного пакета за несколько долл. в месяц будет по карману существенно большему количеству людей, чем сейчас могут себе люди позволить, покупая обычные лицензии", - подчеркивает генеральный директор ABBYY Россия Григорий Липич.
РБКdaily