ТАРИФ В АРХИВ
Если в 2008—2009 годах средняя скорость интернет-доступа для петербургских абонентов составляла 1—3 Мб/с, то в 2010-м поднялась до 5 Мб/с, а в 2011-м — до 5—10 Мб/с. Разумеется, многие клиенты оставили скорость на уровне 2—3 Мб/с. Для небольших офисов, размещающихся в бизнес-центрах, тариф на такой скорости стоит в пределах 2,5—3,5 тыс. руб. в месяц, если на офис достаточно одной линии, а телефония оплачивается отдельно.
Есть и другой вариант. Примерно за ту же цену можно подписаться на скоростной тариф (10—15 Мб/с и выше), но с ограничением по трафику, то есть при превышении лимита компании придется доплатить за потребление сверх нормы. Таких тарифов остается все меньше. Лидеры рынка, "ПетерСтар" (ныне "МегаФон") и "Билайн", начали сдавать их в архив еще в 2009 году, но у альтернативных игроков такие тарифные планы до сих пор могут работать.
Впрочем, основной доход операторам приносят отнюдь не малые офисы. Но чем значимее клиент, тем больше размер скидки, которую он вправе потребовать от операторской компании. Как и согласование тарифов, изменение оплаты в каждом случае оговаривается отдельно, а задача оператора как раз и заключается в том, чтобы предложить абоненту вариант, при котором абонентская плата сохранится на прежнем уровне.
"По нашим прогнозам, стоимость услуг в этом году упадет еще на 15—20%. Поэтому альтернативным игрокам необходимо развивать долгосрочные проекты и подключать крупных клиентов, заказывающих большой объем услуг у одного поставщика. Мы пытаемся также компенсировать затраты продажей пакетов, добавляя за ту же цену дополнительные сервисы", — говорит коммерческий директор "Северен Телекома" Антон Виноградов.
ИНТЕРНЕТ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ
"За два года скорости на интернет-тарифах в бизнес-центрах (БЦ) выросли в два и более раза. И все-таки они по-прежнему определяются потребностями компании и, как правило, уступают средним скоростям для рынка частных абонентов. В 2011 году наиболее востребованными стали тарифы на скорости 4—5 Мб/с. А учитывая высокий уровень конкуренции, операторы не могут завышать цены и вынуждены держать их на одном уровне или даже снижать, если речь идет об интернет-доступе", — отметил генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
Компания "Смарт Телеком" сохранила линейку тарифов с ограничением по трафику скорее в качестве нишевого предложения — в этом году большинство клиентов выбирали безлимитный тариф на скорости 10 Мб/с, сообщила директор отдела маркетинга и PR "Смарт Телекома" Наталья Резникова. По ее словам, увеличение скорости как раз и стало следствием того, что оператор смог сохранить величину абонентской платы.
На то, что средняя скорость поднялась до 5—10 Мб/с, указывают большинство опрошенных РБК daily операторов связи. "Самой актуальной на сегодняшний день является скорость 5 Мб/с, но в связи со снижением стоимости высокоскоростного доступа в Интернет корпоративные заказчики все чаще выбирают тарифы от 10 Мб/с. Снижение цены за прошедший год мы оцениваем в 30—40%, при этом для сохранения ARPU мы регулярно увеличиваем скорости, не меняя абонентские платежи. Что касается общей доходности, то нельзя не отметить, что себестоимость трафика падает, но растут затраты на строительство и согласования. В итоге общая доходность все же падает, пусть и незначительно", — рассказывает руководитель отдела продаж ООО "Прометей" Петр Пискарев.
По данным компании "Вестколл", до 80% их абонентов подключены к безлимитным тарифам, самыми популярными из которых остаются тарифы на скорости 2—5 Мб/с. "Выбор тарифного плана во многом определяется спецификой и масштабами ведения бизнеса. Сегмент SMB зачастую выбирает безлимитные тарифы. Фиксированный ежемесячный платеж удобен тем, что можно с точностью до рубля рассчитывать расходы на эту услугу. С 1 декабря этого года у нас действует и новая линейка тарифов с безлимитным трафиком, по условиям которой клиент платит только за скорость в его рабочие часы, в остальное время скорость падает в три-пять раз. То есть за те же ежемесячные платежи клиент получает скорость в два раза выше", — заметила руководитель отдела обслуживания клиентов петербургского филиала "Вестколл" Ирина Малышева.
Она соглашается с тем, что в течение года тарифы снижались, но уточняет, что и потребность в скоростях у клиентов росла, в связи с чем формировались новые пакетные решения, создавались дополнительные сервисы, оптимизировался спектр услуг.
"Конечная стоимость интернет-доступа для абонента зависит от очень многих факторов: количества рабочих мест, местоположения офиса (подключить клиента в БЦ дешевле, чем протягивать к нему каналы), количества дополнительных услуг, которыми пользуется абонент", — объясняет принцип тарифообразования руководитель по продажам услуг фиксированной связи Северо-Западного филиала МТС Андрей Белов. По его словам, по мере удешевления интернет-трафика клиент получает более высокую скорость и разнообразные дополнительные сервисы, благодаря чему абонентскую плату удается не только удерживать на одном уровне, но и увеличивать. "В частности, растет спрос на услуги VPN, так как большему числу компаний требуется безопасный доступ к корпоративным ресурсам. После объединения МТС и "Комстара" мы также можем оказывать корпоративным клиентам услуги дальней связи", — поясняет он.
РБКdaily