Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Петербургский рынок связи рассчитывает на умеренный рост в 2012 году


22.02.2012

Петербургский рынок связи рассчитывает на умеренный рост в 2012 году

Петербургский рынок связи в 2012 году ждет умеренный рост. В корпоративном секторе выручка за год увеличится не более чем на 3—4%, в частном сегменте этот показатель окажется несколько выше, в пределах 6—7%. В B2C-сегменте, напротив, стоит ожидать новых сделок, так как альтернативные игроки здесь по-прежнему сильны, а доля нескольких крупнейших компаний, включая "МегаФон" и МТС, весьма не существенна.

Уровень среднемесячной доходности с одного абонента (ARPU) продолжает снижаться и в корпоративном, и в частном секторе. Несмотря на все старания операторов удержать цены, количество новых подключений все меньше влияет на объемы выручки. В корпоративном секторе по-прежнему дешевеет интернет-доступ и дополнительные услуги, а для домашних абонентов операторы стремятся предложить целый пакет услуг, иногда полноценный TriplePlay, за те же деньги, за которые два-три года назад продавали лишь Интернет — 400—450 руб.

Что ждет петербургский рынок связи в 2012 году, обсудили участники "круглого стола", организованного газетой РБК daily совместно с ИАА TelecomDaily.

"Серьезная" связь

"МегаФон", завершив несколько сделок в 2010—2011 годах, теперь контролирует немногим менее 50% корпоративного рынка Петербурга. Его ближайший конкурент, "ВымпелКом", сможет его догнать, только если скупит активы МТС, "Ростелекома" и весь пул альтернативных игроков в придачу. "В прошлом году мы завершили основную интеграцию и выросли по выручке как мобильного, так и фиксированного подразделения быстрее, чем рынок. Нам удалось поднять продажи в секторе дальней связи, подтянув туда клиентов фиксированной сети, которые пользовались услугами других операторов… Если говорить о перспективах, то возможность зарабатывать мы видим в увеличении объема продаваемых услуг — ожидать, что будут дорожать сами сервисы, не приходится", — заметила коммерческий директор северо-западного филиала "МегаФон" Александра Макарова.

Как неоднократно отмечали сами участники рынка, ежегодно стоимость передачи данных снижается на 15—20%, незначительно дешевеет и телефонная связь. По словам директора по ШПД и новым видам бизнеса Северо-Западного региона ОАО "ВымпелКом" Дениса Сибирцева, прогнозы по увеличению выручки сегодня могут базироваться на глубокой проработке сервисов и эффективных кросс-продажах.

В 2011 году МТС на северо-западе также была занята интеграцией приобретенных активов. Если с компанией "Комстар" (в Петербурге ее сеть представлена в основном на рынке B2B) процесс объединения длится не первый год, то альтернативный оператор "Ланк Телеком" вошел в состав МТС в конце 2010 года. "Нам удалось не допустить оттока, а также сохранить средний счет с одного абонента, то есть удержать ARPU на достаточном уровне. Мы уже в тестовом режиме сделали первые конвергентные предложения для корпоративных абонентов — с их помощью рассчитываем создать услуги, которые на протяжении следующих лет будут стимулировать потребление", — сообщил руководитель по продажам услуг фиксированной связи северо-западного филиала МТС Андрей Белов.

Оператор "Северен-Телеком", который отошел к "Ростелеком-Северо-Запад", но продолжает работать в качестве отдельной компании, в 2011 году сделал ставку на региональное развитие. "Надо понимать, что новых клиентов в Петербурге появляется очень мало, — говорит коммерческий директор "Северен-Телеком" Антон Виноградов. — Мы усилили внимание к сетевым проектам на территории города, так как эти компании имеют десятки своих точек по Ленинградской области". На 2012 год у оператора запланировано открытие представительств во всех крупных городах области на базе магистральной сети "Ростелекома".

Среди альтернативных операторов рост в 2011 году также во многом был обеспечен закрытием сделок по покупке сторонних активов. Петербургский "Вестколл" показал более высокие темпы развития, чем рынок в целом, говорит директор коммерческого департамента филиала "Вестколл" Алексей Ефимов, уточняя, что в большей степени этого удалось добиться за счет приобретений. Такие же данные приводят и в компании "Смарт Телеком", которая в прошлом году увеличила количество корпоративных клиентов на 17% как раз благодаря сделкам. "Я думаю, что тенденции на укрупнение и консолидацию в 2012 году продолжатся, операторский ARPU будет по-прежнему уменьшаться, необходимы будут новые услуги для удержания существующего уровня рентабельности по прибыли", — уверен директор "Смарт Телеком" Андрей Суходольский.

Тенденцию на замедление снижения стоимости телеком-услуг тем не менее отмечают в компании "Обит". "Игроков на рынке за по­следние годы стало заметно меньше, ценовая политика постепенно становится более сбалансированной", — уточняет коммерческий директор "Обита" Михаил Телегин.

Операторский квартирник

На массовом рынке в качестве первых лиц фигурируют уже другие компании. Так, порядка 27% рынка (более 353 тыс. абонентов) контролирует "Ростелеком-Северо-Запад", а с учетом родственной компании ТКТ, которая также входит в первую тройку, его совокупная доля превышает 40%. Вторым номером в сегменте B2C выступает альтернативный оператор InterZet — более 212 тыс. пользователей, по данным ИАА TelecomDaily. На четвертом месте находится "ПиН Телеком", у которого порядка 150 тыс. абонентов, и только пятым идет представитель "сотовой тройки", "ВымпелКом", со 120 тыс. абонентов.

Представители "МегаФона" и МТС не отрицают своего интереса к рынку частного широкополосного доступа, признавая, что более-менее существенную долю здесь можно получить, только совершив очередное приобретение. К потенциальным покупателям также относится компания "Транстелеком", не так давно вышедшая с массовыми сервисами на местный рынок. Среди активов, которые могут быть проданы, называют практически всех крупных представителей альтернативного сегмента: все те же InterZet и "ПиН Телеком", а также имеющие значительную абонбазу "Скайнет" (одобрение на его покупку у ФАС недавно получила МТС) и Mns.ru.

"В сегменте B2C мы видим картину, повторяющую B2B-сектор, так как количество подключений и здесь неуклонно снижается. По нашим оценкам, в этом году операторы не сумеют подключить более 80 тыс. новых домохозяйств, таким образом общее количество подключенных к проводному Интернету квартир превысит 1 млн 400 тыс.", — отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Он соглашается с тем, что на частном рынке следует ожидать новых сделок, однако указывает на завышенную стоимость всех существенных активов и долгий срок окупаемости подобных вложений.

"Мы замечаем, что число подключенных абонентов снижается, в 2012 году рассчитываем увеличить базу еще на 30—35%, хотя в предыдущие годы добивались более значительных результатов", — рассказал гендиректор компании InterZet Дмитрий Анчунов. По его мнению, повышать объемы подключений можно за счет организации пакетных продаж (нескольких услуг одновременно) и активной маркетинговой стратегии.

Однако он сообщил, что компания постепенно отказывается от запуска "акционных" тарифов (дешевый или бесплатный интернет-доступ в течение промопериода) из-за их временного эффекта и не очень высокого качества привлекаемой с их помощью абонентской базы. "Сегодня за 700 руб. в месяц абонент получает цифровое телевидение, интернет-доступ и телефонию. Понятно, что в общей стоимости пакета доход от предоставления интернет-доступа снижается и в этом случае", — подчеркивает он.

Об отказе от промотарифов сообщают и представители "ПиН Телекома". "В прошедшем году мы перевели все наши сети под единый бренд, ввели новые сервисы, включая телефонию и телевидение, перешли к практике заключения договоров с застройщиками на стадии строительства телеком-инфраструктуры. Сейчас наши усилия направлены на удержание базы активных пользователей", — пояснил коммерческий директор "ПиН Телеком" Андрей Шорников.

Денис Сибирцев в качестве главного "прорыва" в частном ШПД отметил резкий рост подключений к услуге платного цифрового ТВ: компания сумела добиться почти двукратного увеличения по количеству абонентов и в три раза увеличить выручку данного сервиса. "Это и есть основной драйвер операторской доходности, причем популярностью стали пользоваться не только базовые пакеты, но и интерактивные опции, в том числе "Видео по запросу", — рассказал г-н Сибирцев.

"В настоящее время петербургский рынок ШПД близок к полному насыщению. Рынок ШПД будет развиваться в основном за счет регионов. По нашей оценке, темп роста рынка ШПД в 2012 году составит по СЗФО 106,8%", — сообщили в пресс-службе "Ростелеком-Северо-Запад". В компании тоже отводят особую роль IP TV (а также HD TV), постоянно расширяя контентное содержание сервиса. Если "Ростелеком" строит современную сеть PON, которая как раз и позволяет обеспечивать высокие скорости для новых сервисов, то ТКТ, в свою очередь, также занят модернизацией сети. Оператор в начале 2012 года завершил перевод сети на новый протокол DOCSIS 3.0, что позволяет существенно увеличить скорости передачи данных.

Оператор "ЭР-Телеком" в отличие от остальных компаний с федеральным присутствием намерен получить свою долю петербургского рынка, не совершая сделок по приобретению. "Компания во всех регионах своего присутствия строит собственную сеть с нуля, никогда не использует чужие сети и оборудование, уже находившееся в эксплуатации. Аналитика показывает, что сегодня более 80% наших абонентов выбирают комплексные предложения, поэтому пакетная стратегия — один из важнейших факторов успеха компании на рынке", — говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" Михаил Воробьев.

Источник:
РБКdaily