В 2009 году "ВымпелКом" принял решение сосредоточиться на обслуживании долга (по состоянию на конец 2011 года этот показатель составил 24 млрд 373 млн долл.), основная часть которого возникла в результате поглощения GoldenTelecom и сделки по объединению телекоммуникационных активов Altimo и Telenor. Результатом стало отставание от конкурентов по темпам роста.
В 2011 году потеря компанией рыночных позиций вызвала недовольство акционеров, в результате чего опять ими был выбран курс на укрепление рыночных позиций в России. В прошлом году, по сообщению оператора, CAPEX ее российской "дочки" составил 59,8 млрд руб., или 22% выручки. В этом году, по заявлению менеджмента компании, капзатраты в абсолютном выражении останутся на прежнем уровне. Капзатраты МТС в 2011 году составили 2,5 млрд долл. (70 млрд руб.), или 21% от выручки.
По итогам 2011 года абонентская база "ВымпелКома" в России в мобильном сегменте выросла на 10%. Она насчитывает 57,2 млн человек — третий показатель по стране. По итогам 2010 года она составляла 52,02 млн человек.
В 2011 году выручка МТС по России составила 311,9 млрд руб., увеличившись год к году на 8,9%. Выручка российского бизнеса "ВымпелКома" за тот же период составила 266,2 млрд руб., прибавив 11% к прошлогоднему показателю (однако 4% дали колебания курсов валют). Активнее других росла выручка "МегаФона" — рост за год на 12,5%, до 240,7 млрд руб.
Несмотря на первенство по выручке, "МегаФон" отстает от МТС по показателю чистой прибыли: динамика по этому показателю у компании отрицательная — минус 10,4% по сравнению с 2010 годом. У МТС в 2011 году этот показатель вырос на 2,4%, до 41,0 млрд руб. "ВымпелКом" информацию относительно чистой прибыли российского бизнес-юнита не раскрывает. Но известно, что в целом этот показатель сократился на 71%.
Рост OIBDA в 2011 году был наиболее заметным у МТС — по России он прибавил 6,9%, у "МегаФона" вырос на 2,9%, а "ВымпелКом" и здесь показал отрицательную динамику — минус 6,9%.
Рентабельность EBITDA в 2011 году снизилась у всех трех операторов "большой тройки". Но наиболее заметным это снижение было у "ВымпелКома" — на 6 п.п. У "МегаФона" тот же показатель уменьшился на 3,8 п.п. МТС продемонстрировала снижение лишь на 0,8 п.п.
"МТС обходит всех своих конкурентов благодаря активной поддержке со стороны своего фиксированного бизнеса. "ВымеплКом" же слишком поздно озаботился проблемой трансформации тарифной политики", — говорит аналитик ИК "Велес Капитал" Илья Федотов.
РБКdaily