Стоимость одной бумаги "Мобильных телесистем" по итогам торгов на американской бирже 15 марта составила 18,59 долл. за штуку. При этом капитализация всей группы достигла 18,49 млрд долл. В то же время цена одной акции Vimpelcom ltd. составила примерно 11,42 долл., а капитализация — только 18,48 млрд долл. В пятницу, 16 марта, отрыв МТС от Vimpelcom стал еще более очевиден: в 19.30 мск капитализация МТС составила 18,69 млрд долл., а Vimpelcom — 18,16 млрд.
Vimpelсom ltd. — холдинговая компания, контролирующая телекоммуникационные активы в 20 странах мира, в том числе СНГ, Италии и ряде стран Азии и Африки. Она была создана в результате слияния российского "ВымпелКома" и Wind Telecom Нагиба Савириса. Акционеры холдинга рассчитывали, что его капитализация через полтора-два года значительно превысит отметку 20 млрд долл.
МТС оказывает телекоммуникационные услуги (в том числе мобильной связи, доступа в Интернет) лишь в России и странах СНГ, входит в холдинг АФК "Система" предпринимателя Владимира Евтушенкова. В 2010 году бренд МТС стал самым дорогим российским брендом по версии Interbrand.
Официальные представители МТС и "ВымпелКома" отказались от комментариев.
Начальник управления анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Илья Федотов отмечает, что уровень капитализации МТС уже несколько раз временно превышал уровень капитализации Vimpelcom ltd., правда, не на момент закрытия торгов. "Впервые это случилось в конце прошлого года — в декабре. Несколько раз капитализация Vimpelcom падала ниже капитализации конкурента в январе и марте", — отмечает г-н Федотов. По словам эксперта, прекращение роста капитализации Vimpelcom — результат того, что компания существенно нарастила долг после слияния с Wind Telecom, и не совсем удовлетворительных финансовых показателей.
В интервью "Ведомостям" в 2010 году Александр Изосимов, который занимал на тот момент пост главы Vimpelcom ltd., заявлял, что "было бы очень привлекательно создать компанию, капитализация которой была бы 60—70 млрд долл.". "А поскольку капитализация соотносится с силой балансового отчета, с возможностью дальнейшей консолидации, речь идет о том, чтобы утроить value за счет объединения", — говорил тогда он.
На прошлой неделе Vimpelcom ltd. представила результаты за четвертый квартал 2011 года по US GAAP. Выручка соответствовала консенсус-прогнозу агентства Bloomberg, а EBITDA оказалась ниже его на 5%. Компания продемонстрировала чистый убыток в размере 386 млн долл., тогда как рынок прогнозировал прибыль (на уровне 321 млн долл.). Впрочем, на показатель прибыли за четвертый квартал года негативно повлиял неденежный убыток (437 млн долл.), связанный с учетом цены покупки и обесценением активов. Негативными оказались результаты российского подразделения компании — "ВымпелКома". Наиболее заметным было снижение у оператора рентабельности по EBITDA — на 6 п.п. У "МегаФона" тот же показатель уменьшился на 3,8 п.п. МТС продемонстрировала снижение лишь на 0,8 п.п.
Агрессия против экономии
Позициям МТС, "ВымпелКома" и Tele2 на мобильном рынке угрожают более агрессивные игроки. Об этом пишут аналитики банка UBS. Основной риск для экономных игроков представляет рост подключений и доходов "МегаФона". А в ближайшие два года потеснить позиции "большой тройки" может и "Ростелеком", запустив мобильный бизнес на сетях LTE. Сами операторы "большой тройки" дружно утверждают, что уже отказались от гонки за абонентами.
"Мы видим точные признаки того, что МТС, "ВымпелКом" и Tele2 все больше сосредотачиваются на наращивании прибыльности и свободного денежного потока в России", — пишут аналитики UBS в отчете, посвященном МТС и российскому мобильному рынку. По мнению банковских аналитиков, среди всех операторов "МегаФон" остается самым агрессивным игроком. К числу угроз для более экономных операторов они относят запуск мобильного бизнеса "Ростелекома" в большинстве регионов. Поколебать позиции операторов по выручке угрожает "МегаФон": компания продолжает ежегодно демонстрировать самый большой прирост по этому показателю, отмечается в отчете. Аналитики видят дополнительный риск в росте доходов "МегаФона" от мобильного Интернета, наиболее перспективного сегмента на операторском рынке. По подсчетам UBS, оператор лидирует на рынке по доле передачи данных в выручке.
Аналитики указывают, что последнее улучшение маржинальности МТС частично вызвано низким темпом роста абонентской базы и перераспределением дилерской комиссии. Такая стратегия МТС негативно отразится на рыночной доле оператора по выручке, полагают в UBS. Однако если "МегаФон" продолжит увеличивать долю, МТС придется ответить более агрессивно, уверены в банке. Угроза выхода на рынок мобильных услуг "Ростелекома" отложенная, но через два года это может оказать влияние на доходы более экономных операторов, говорится в отчете UBS.
"Пока неясно, насколько стратегия "Ростелекома" будет агрессивна, хотя компания ставит цель достичь 22% мобильного ШПД к 2015 году", — пишут аналитики. В пресс-службе "Ростелекома" подтверждают такую цель.
"Около 70% новых абонентов сейчас — это те, кто еще вчера был абонентом той же сети, только предыдущего подключения. Ведь не секрет, что проще всего продать новое подключение (с новым тарифным планом) существующим абонентам оператора", — комментирует вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. По его мнению, агрессивный маркетинг сегодня ведет к сублимации развития рынка. "Доходы от таких новых подключений также краткосрочны, они полностью поставляются из OIBDA — деньги из OIBDA перекладываются в top line (выручка. — РБК daily), и показывается рост. Компания при этом в основном развивается за счет прокручивания собственного баланса. Поэтому дальнейшая стимуляция роста рынка вширь — выброшенные на ветер деньги", — добавляет г-н Лацанич.
В 2011 году "ВымпелКому" удалось восстановить свои рыночные позиции как по абонентской базе, так и по выручке, и в этом году перед компанией стоит задача по сохранению этих позиций при одновременном наращивании показателей прибыльности бизнеса, комментирует представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева. "Фокус менеджмента на решении поставленных целей и разработанные комплексные программы по их достижению, к реализации которых компания приступила еще в 2011 году, позволяют нам рассчитывать, что удастся сохранить свою позицию по доходам и улучшить показатели прибыльности", — говорит она. В 2011 году абонентская база оператора выросла на 10% по сравнению с 2010 годом. Прошлый год показал отчетливый тренд роста пользования услугами — показатель MOU вырос за год на 14%, отмечают в компании. "Основной фокус нашей маркетинговой активности в 2012 году направлен на стимулирование пользования услугами", — добавляет г-жа Айбашева.
"Мы не стремимся стать лидерами в валовых подключениях и в 2011 году отказались от так называемой гонки за абонентами любой ценой, тем самым обеспечив высокий уровень чистого прироста абонентской базы за счет качества подключений и развития собственной розничной сети", — комментирует представитель оператора Юлия Дорохина. Чистый прирост составил более 5 млн клиентов в 2011 году. В пресс-службе Tele2 отказались от комментариев.
РБКdaily