Первым из операторов, кто применил в петербургском метро для оплаты проезда технологию радиосвязи ближнего радиуса действия NFC, был "Мегафон". Но технологически решения "Мегафона" и "Вымпелкома", который обещал коммерческий запуск услуги до конца первого квартала, существенно отличаются. Все операторы называют NFC очень перспективной технологией, но для "Вымпелкома" – это первый проект на ее основе.
NFC-модуль "Вымпелкома" представляет собой микросхему, вставляющуюся в слот для SIM-карты вместе с самой SIM-картой, и антенну - все это прячется под крышкой телефона.
Для прохода через турникет требуется поднести телефон с NFC-модулем тыльной стороной к валидатору, как обычный многоразовый билет. NFC является развитием беспроводной технологии RFID, которая используется в билетах для бесконтактной оплаты, и менять оборудование в метрополитене для внедрения сервиса не требуется.
Стоимость поездок, которые позволяет покупать встроенное в NFC-модуль мобильное приложение, доступное через меню SIM-карты, не отличается от расценок самого метрополитена. Варианты таких виртуальных билетов по числу поездок те же, что доступны покупателям многоразовых билетов. Купить виртуальный билет и проконтролировать число оставшихся поездок можно из меню SIM-карты, которую менять не требуется. Проверить лимит поездок можно и на обычных, предназначенных для проверки многоразовых билетов, устройствах, установленных в вестибюлях метро.
"Основной поток мобильной коммерции - это удаленные платежи. NFC является, своего рода, новой территорией. В этом направлении пока нет больших денег и объемов, но мы верим, что за NFC будущее. Наиболее востребовано использование технологии в транспорте, затем пойдет ритейл с более крупными платежами", - заявил журналистам директор по продуктам и развитию бизнеса "Вымпелкома" Виктор Маркелов.
Для разных моделей телефонов предусмотрены разные NFC-модули, ассортимент охватывает около 80% продающихся в России аппаратов. Некоторые популярные модели, к примеру, Apple iPhone, сервис "Вымпелкома" пока не поддерживают.
Модуль можно купить в нескольких (менее десятка) магазинах оператора в Санкт-Петербурге. Модуль стоит 125 рублей в наборе с виртуальным билетом на пять поездок.
Начальник отдела развития и инновационных технологий на транспортном комплексе комитета по транспорту Санкт-Петербурга Максим Глазков высказал надежду на то, что в дальнейшем сервис удастся расширить на другие виды городского транспорта.
Проект "Вымпелкома" в питерском метро реализуется совместно с городским комитетом по транспорту, платежной системой RuRu и компанией "Амбик Тэк СПб".
В сентябре 2011 года вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию "Вымпелкома" Ольга Турищева обещала запустить питерский NFC-проект еще до конца первого квартала 2012 года. Воплощению планов в срок помешали проблемы на таможне со ввозом NFC-чипов, пояснил корреспонденту РИА Новости Маркелов.
Нынешний запуск Маркелов назвал коммерческим пилотом - по началу планируется набрать около 2 тысяч пользователей, но их число может быть увеличено. Ограничение планируется снять осенью. По словам Маркелова, опыт питерского метро предполагается перенести и на другие города.
Небольшая задержка "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге меркнет на фоне судьбы схожего по содержанию проекта оператора МТС в московском метро. Уже протестированный сервис с примерно объявленными сроками запуска около полутора лет назад после смены руководства московского метро пока так и не стал доступным потребителю, хотя по словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, ее компания технологически готова к запуску.
РИА Новости