По мнению собеседника агентства, сейчас, когда времена ежегодного удваивания доходов для операторов прошли, все игроки рынки озадачены оптимизацией бизнеса. Усовершенствование процесса закупок оборудования и программного обеспечения в сотрудничестве с другими операторами - один способов из сокращения издержек.
По мнению Шоржина, совместные закупки станут устойчивым трендом этого десятилетия ввиду обостряющейся конкуренции на близком к насыщению на телекоммуникационном рынке. Тяжесть этой конкуренции и необходимость сокращения затрат ложится на всю цепочку партнеров и поставщиков операторов.
"Партнеры-операторы нужны для того, чтобы увеличить объем закупок, что дает возможность получить более низкие цены. Только в рамках сотрудничества с Vodafone в 2011 году МТС за счет совместных закупок получила существенные скидки, экономия составила порядка 10 миллионов евро, и компания планирует в 2012 году увеличить экономию до 25 миллионов евро - это экономия как капитальных, так и операционных затрат", - сказал Шоржин. Указанная им сумма составляет около 1% от общих капитальных затрат группы МТС в 2011 году.
По закупкам МТС и Vodafone сотрудничают относительно недавно, но их партнерство в других сферах деятельности началось в 2008 году. В первую очередь, речь шла о маркетинге, технологиях продаж, развитии бренда, новых сервисах. По словам Шоржина, Vodafone пришел к идее совместных закупок в 2006 году, выделив закупочную функцию в отдельную компанию. Эта компания обеспечивает закупками как сам Vodafone, так и компании-партнеры, в том числе МТС.
"Для реализации совместных закупок на первом этапе мешало отсутствие доверия. Закупки - интимная тема для каждой компании, напрямую влияющая на конкурентоспособность, и сложное построение коммуникаций потребовало времени", - пояснил Шоржин.
Существенная экономия в десятки процентов при совместных закупках получается не всегда, примерно в двух случаях из десяти. Один из таких успешных проектов вырос из сотрудничества с поставщиком компьютерного оборудования HP. Новые условия, полученные от HP, позволили МТС сэкономить примерно 30% при увеличении гарантии с трех лет до пяти.
Шоржин указал на то, что при долгосрочном сотрудничестве и поставщик получает ощутимую выгоду от возможности планировать развитие соответствующего продукта на значительный срок (в рамках соглашения МТС с HP - три года). Поставщик также выигрывает от унификации: при производстве большого объема продукции снижается ее себестоимость. В случае с HP МТС сократила количество используемых стандартных конфигураций серверного оборудования с 80 до 14, что позволило вендору оптимизировать производственный цикл и обеспечить выгодные скидки относительно среднерыночной цены для покупателей.
"Поставщик получает свою пользу за счет гарантированных долгосрочных заказов и четких прогнозов. В производстве электроники от этого многое зависит: скажем, если твоя фабрика равномерно загружена в течение долгого времени, то твои издержки сильно снижаются. В режиме аврала издержки, напротив, растут", - сказал менеджер МТС.
На 2012 год запланирован ряд совместных проектов по стандартизации оборудования, что позволит в дальнейшем полностью унифицировать тендерные процедуры МТС с Vodafone. В рамках этого сотрудничества планируется закупка антенн и аккумуляторов для базовых станций, систем хранения данных и закупка телефонов HTC и Samsung. Также предполагается контракт с поставщиком программного обеспечения SAP.
У Vodafone и МТС одинаковые стратегические вендоры, привлекаемые для строительства мобильных сетей связи - NSN, Ericsson, Huawei. Требования к сетям также совпадают, а потому при расширении и модернизации сетей операторы тоже продолжат работу по совместным закупкам. Экономия МТС в 2012-2013 годах за счет объема закупок и сотрудничества с Vodafone составит 47%.
РИА Новости