Согласно их подсчетам, в 2012 году российский рынок увеличится на 5%, примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2013 году. В то же время, по мнению аналитиков Gartner, приводящемся в исследовании, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 триллиона долларов.
Разделение по сегментам
Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C (Business-to-Consumer) достиг по итогам 2011 года 891 миллиарда рублей. В сегменте B2B(Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше — 199,6 миллиарда рублей. Государственный сектор B2G (business-to-government) расходует на эти виды услуг 45 миллиардов рублей.
Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%, считают аналитики. В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 миллиарда рублей, в то время как суммарная выручка операторов интернета и телефонии составила 291,7 миллиарда рублей.
Фиксированный доступ в интернет
По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 миллиарда рублей в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 миллиарда рублей, то есть годовой рост составил 12%. Из этого объема наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%), на B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%).
Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с лучшим мировым уровнем: в 2010 году Москва находилась на девятой строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%, говорится в сообщении.
В целом по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 миллиона), из которых примерно 38% (8,3 миллиона) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тысяч до одного миллиона человек. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.
По мнению аналитиков, примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.
Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов, отмечается в исследовании.
Фиксированная телефония
По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 миллиарда рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 миллиарда рублей (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 миллиарда рублей). Оставшиеся 13% (22,6 миллиарда рублей) приходятся на государственный сектор.
Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год.
Мобильная голосовая связь
По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 миллиарда рублей. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 миллиарда рублей.). Из этого объема на сегмент B2C приходится 663,7 миллиарда рублей, что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 миллиарда рублей — 13% от общего рынка. Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 миллиарда рублей в общей структуре доходов).
Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.
Мобильный доступ в интернет
За последние годы мобильный интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России, считают аналитики. Согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.
В основе подобного роста сегмента мобильного интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).
На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS-услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 миллиардов рублей, при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году — 18%.
Выводы
По мнению аналитиков, период 2012-2020 годов может стать ключевым в формировании положительного имиджа России как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, благодаря: планомерному масштабному запуску технологий связи четвертого поколения (LTE) и развитию современных мультимедийных услуг на их основе; обеспечению технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулированию их использования населением, бизнесом и государственными служащими; поддержке со стороны государственных и частных инвесторов инновационных уникальных и востребованных проектов для России в телекоммуникационной и цифровой среде; активному партнерству с западными игроками-лидерами по внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации новых видов услуг в цифровой среде; формированию и усилению школы современного технического и ИКТ образования, повышению технологической грамотности населения.
РИА Новости