— Технология LTE уже работает в нескольких европейских странах, большинство развитых государств намерены запустить подобные сети в перспективе двух-трех лет. Что будет следующим шагом?
— Мы уже обсуждаем технологию LTE Advanced, которая позволяет передавать данные со скоростью до 1 Гбит в секунду. Согласно нашему исследованию, 47% пользователей считают, что низкая скорость — основная проблема мобильного Интернета. Соответственно, обеспечение высокого качества соединения и стабильной скорости передачи больших объемов данных — это конкурентные преимущества операторов уже сегодня. Скорость отклика — чрезвычайно важный фактор для конечного пользователя, ведь никто не любит ждать, пока загрузится страница веб-сайта, даже если речь идет о 5—10 сек.
— Так что нас ждет в 5—10-летней перспективе?
— Сейчас мы наблюдаем стремительный рост трафика. В нашем последнем отчете о состоянии рынка мобильного ШПД в мире мы прогнозируем, что к 2017 году трафик мобильных данных в мире вырастет в 15 раз. Основными драйверами этого роста являются пользователи смартфонов. За следующие шесть лет их количество увеличится до 3 млрд (по сравнению с нынешними 700 млн).
При анализе этих цифр приходит понимание, что передача данных возрастет в разы. Сейчас уже порядка 85% мирового населения имеет доступ к связи по технологии GSM (2G), порядка 40% пользователей находятся в зоне действия сетей третьего поколения, около 5% используют LTE. В пятилетней перспективе мы можем говорить о том, что проникновение 3G выйдет на уровень сегодняшнего GSM, а LTE, соответственно, будет по охвату на уровне нынешнего 3G. Как видите, технологиям есть куда развиваться, однако о следующем этапе можно говорить не ранее чем лет через десять.
Если говорить про Россию, то сегодня в Москве проникновение смартфонов находится на уровне 30%, в других регионах оно пока намного ниже. Но я думаю, что в ближайшие пять-шесть лет этот показатель выравняется по всей стране.
— Почему вы считаете, что это произойдет так скоро?
— Современные технологии и пользовательские устройства формируют новые привычки и влияют на поведение. Так, 40% пользователей смартфонов по всему миру заходят в Интернет и открывают приложения, не успев даже встать с постели, и продолжают пользоваться Интернетом и приложениями в течение всего дня, пик активности пользователей отмечается в утренние и вечерние часы, когда люди едут на работу и обратно (70%).
Мы провели опрос среди жителей 13 крупных городов, в том числе Москвы, и выяснили, что для большинства людей смартфон является эффективным инструментом противодействия повседневному стрессу, особенно в дороге на работу и обратно. С помощью приложений пользователи могут точно определить, сколько времени займет дорога, и выбрать наиболее оптимальный маршрут или провести время с пользой — прочитать новости, проверить почту, просмотреть френдленту в соцсетях и так далее. Интересен тот факт, что доступ к приложениям является одним из основных стимулов перехода на смартфон. Абоненты начинают привыкать к услугам принципиально иного уровня и готовы платить за скорость и качество связи.
Кроме того, в ходе исследований мы определили степень влияния новых технологий на качество жизни. В частности, мы обнаружили, что рост пользования ШПД на 10% повышает ВВП на 1%, а каждая тысяча новых ШПД-абонентов обеспечивает создание 80 новых рабочих мест.
— Что вы можете сказать о трендах на российском рынке?
— В прошлом году этот рынок стал для нас одним из пяти крупнейших по величине и показателям роста из всех регионов присутствия нашей компании. Мы видим хорошие перспективы его развития, в первую очередь за счет возрастающего спроса на услуги беспроводного широкополосного доступа. За прошедший год число мобильных подключений в России выросло до 227,6 млн. По нашим данным, в стране сейчас насчитывается 14 млн пользователей мобильного ШПД. При этом 86% всего объема мобильного трафика приходится на сети 3G.
— Почему вы считаете, что в России отечественные операторы будут закупать именно ваше оборудование?
— Мы работаем в 180 странах мира, и более 40% мирового мобильного трафика проходит по сетям, построенным на базе решений Ericsson. В России мы сотрудничаем со всеми операторами, и почти каждый третий мобильный вызов в России осуществляется с помощью тех или иных решений Ericsson. Ежегодно мы инвестируем 3 млрд евро в НИОКР и развитие технологий, соединяющих общество. Сейчас мы сотрудничаем со всеми российскими операторами.
— А сколько вы инвестируете в российский рынок?
— К сожалению, мы не вправе раскрывать финансовые показатели по каждой конкретной стране. Отмечу, что в компании Ericsson в России работает порядка 400 сотрудников. Кроме того, мы инвестируем в строительство российского R&D-центра — наш общий проект с фондом "Сколково", соглашение о котором было подписано в прошлом году. Мы создали отдельное подразделение компании — "Ericsson Инновации", его основная задача заключается именно в разработке новых решений, ориентированных в первую очередь на Россию. Мы уверены, что наша экспертиза и лидерство в области ИКТ позволят нам сыграть важную роль в формировании и развитии инновационной экосистемы, создаваемой в Сколкове.
РБКdaily