За первое полугодие компания обработала почти 100 тысяч жалоб абонентов о фактах и попытках мобильного мошенничества, в 70% случаев возмещение средств произошло без жалобы абонентов.
По данным компании, больше всего жалоб абонентов приходится на случаи использования "коротких" номеров в мошеннических целях (70%), остальные 30% — на мошенничество со стороны третьих лиц.
Больше всего обращений о мошенничестве третьих лиц прошло из Дальневосточного, Столичного и Северо-Западного филиалов компании. Наиболее популярные виды мошенничества в таких случаях "выигрыши", "открытки", "sms из банка", "мама, я попал в беду", "кошельки" и хулиганство, рассказал Хренов.
Что касается схем с использованием "коротких" номеров, чаще всего сообщения содержат неверную информацию о стоимости такого sms-сообщения или их количества. Больше всего от этого вида мошенничества пострадали абоненты Столичного, Центрального и Сибирского филиалов.
Как отметил Хренов, с каждым годом схемы мобильного мошенничества меняются. Например, мошенники начали использовать легальные каналы рекламы и распространения вредоносного программного обеспечения для мобильных телефонов, используются взломанные сайты или так называемые "серые" телефоны.
Еще по данным на лето прошлого года компанией "Лаборатория Касперского" было выявлено только 2,5 тысячи образцов вредоносного ПО для мобильных устройств, то в июне 2012 года их количество достигло почти 35 тысяч. Из них 92,09% приходятся на аппараты на платформе Android, 6,38% — на J2ME, 1,23% — на Symbian, 0,25% — Windows Mobile, 0,04% — iOS, 0,01% — Blackberry, рассказал старший вирусный аналитик компании Денис Масленников. И эта тенденция будет расти, считает специалист.
Законодательные инициативы
Одной из главных причин распространения мобильного мошенничества является несовершенство нормативно-правовой базы в этой области, считает Хренов. В частности операторы не ведут между собой расчет за sms-трафик. Введение такого принципа сделало бы не выгодным для оператора рассылку спама, так как обязало бы платить тому оператору, на абонентов которого ушел спам.
"Это было бы универсальным решением, — сказал представитель „Мегафона". — Мы готовы технически, но все игроки рынка готовы нас поддержать".
Кроме того, в законодательстве не закреплено понятие спама, что не позволяет оператору его блокировать при такой технической возможности.
Фактически, регулирование рынка контента сейчас осуществляют сами операторы, для которых дополнительные услуги являются еще одним источником дохода. Таким образом, борьба с нелегальным контентом в условиях конкурентного рынка может стоить операторам доли в доходах.
Кроме того, действия одного оператора не решают проблему, блокированный в одной сети, нелегальный контент переходит в другому оператору, отмечает Хренов. Кроме того, схема, мошенническая у одного оператора, может работать в сети другого. Только в первом полугодии "Мегафон" направил почти 9 тысяч запросов на блокировку сервисов другим операторам.
"Это рынок, и у всех есть конфликт интересов, поэтому должен быть кто-то, у кого конфликта интересов нет, например, регулятор, — сказал он. — Ранее мы предлагали начать с единого списка запрещенных сервисов — если одна схема запрещена в „Мегафоне", то и у других операторов и наоборот".
РИА Новости