— Почему вы меняете направление развития розницы? И с чем связан уход директора — прошлый менеджер не устраивал компанию?
— Розница МТС переходит на новый этап развития, мы планируем усилить интеграцию розничного и операторского бизнесов. Необходимо получить максимальную синергию для группы МТС в целом за счет роста продаж смартфонов, других трафико-генерящих устройств и потребления мобильного Интернета, что требует нового подхода к обслуживанию клиентов в салонах МТС. Новая стратегия требует от генерального директора розницы иных навыков и компетенций по сравнению с предыдущим этапом.
— Как изменятся в таком случае акценты в развитии ритейл-сети МТС?
— Мы делали ставку на собственную розничную сеть в 2009 году на фоне активных изменений на рынке мобильного ритейла и сокращения числа независимых федеральных игроков. В рамках первого этапа решали задачу: оперативно развернули практически с нуля сети салонов по всей России, выстроили логистику, проработали соглашения с вендорами. Выбрали оптимальный инструмент — аутсорсинг команды профессионалов, которая смогла обеспечить быструю интеграцию нескольких купленных сетей в единую компанию, найти хороших специалистов, увлечь их идеей операторского монобренда (многие, если помните, скептично относились к планам МТС). Через год по итогам первого квартала 2010 года сеть МТС насчитывала более 3 тыс. салонов и занимала 14% рынка продаж мобильных телефонов.
На следующем этапе, который завершился в сентябре этого года, мы отстроили ключевые бизнес-процессы — внедрили ERP-системы для управления логистикой, складским учетом, создали систему мотивации персонала.
Если говорить о завтрашнем дне, то мобильный Интернет в России за счет развития 3G и в перспективе LTE показывает высокую динамику роста, и самый большой монобренд на рынке дает МТС ощутимые преимущества — упор на продажу смартфонов в наших салонах, на обслуживание наших абонентов, в конце концов, на их обучение возможностям мобильного Интернета. Это позволяет увеличить рост потребления операторских услуг. Как результат, 30% продаваемых телефонов в нашей сети — смартфоны, более 90% подключений услуг по мобильной передаче данных осуществляется в рознице МТС, а средний чек пользователя смартфона как минимум вдвое превышает аналогичный показатель владельцев обычных телефонов.
— Смена курса означает ли открытие новых дополнительных сервисов и в каком сегменте (банковский, консалтинговый, финансовый)?
— Нам интересен в том числе рынок финансовых услуг с его высокой маржинальностью и минимальным влиянием на OIBDA компании. Только за последний год доход розницы МТС от финансовых сервисов вырос втрое. Мы предоставляем кредиты, сервисное обслуживание дебетовых и кредитных карт, прием платежей, денежные переводы.
МТС запустила собственные кредитные карты "МТС Деньги" в прошлом году, и до конца года мы рассчитываем на продажи 1,5 млн этих карт. Средний лимит, открываемый на одну карту, — около 10 тыс. руб. По итогам первого полугодия 2012 года объем погашения банковских кредитов через наши офисы вырос почти в четыре раза.
Еще один перспективный проект МТС — развитие бесконтактных платежей по технологии NFC в рамках проекта с платежной системой MasterCard. Мы начали продажи SIM-карт с поддержкой NFC в московском регионе в мае, в ноябре планируем запустить проект по продаже SIM-карт с поддержкой NFC в Казани.
— Совет директоров "МегаФона" одобрил сделку по приобретению пакета "Евросети". Позиция операторов "ВымпелКома" и "МегаФона" заметно усилится после этой сделки, какие действия вы намерены предпринять для стабилизации ситуации на рынке? Значит ли это, что МТС ждут, как и раньше, холодные отношения с этим ритейлером?
— Безусловно, мы следим за рынком, однако пока сделка не закрыта, обсуждать ее последствия преждевременно. Подчеркну, что мы готовы к любому варианту развития событий. Сейчас МТС имеет вторую по размеру ритейловую сеть в России, на долю которой приходится около 40% подключений МТС, мы также реализуем ряд проектов по развитию независимых ритейлеров в регионах.
— Значит ли, что описанная выше ситуация приведет к увеличению затрат на развитие собственной ритейл-сети?
— Нет, мы уже прошли этап экстенсивного роста, и для нас на этапе объединения возможностей ритейла и операторского бизнеса важна эффективность. Мы прогнозируем органический рост в районе 500 магазинов по итогам 2012 года. В отдаленных районах и небольших городах, например, экономически целесообразно вести бизнес через франчайзи-партнеров, так как они знакомы с локальным рынком. Оптимизация затрат на открытие новых офисов, на логистические операции дает компании общую экономию свыше 20%, при этом общее соотношение собственных и франчайзинговых салонов сохранится — сейчас это 60 на 40%.
— В случае если ситуация с "Евросетью" обострится, планируете ли вы усилить свои взаимоотношения со "Связным"?
— "Связной" является одним из ключевых партнеров МТС, и мы планируем продолжать сотрудничество. В то же время ведем работу с торговыми сетями во всех каналах, как на федеральном, так и на региональном уровне. Увеличиваем и подключения через собственную розницу, планируем довести их долю до 50%.
РБКdaily