Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

J-son & Partners Consulting: в 2012 году рынок инфраструктуры 2G, 3G и 4G сократился на 4%


17.01.2013

J-son & Partners Consulting в 2012 году рынок инфраструктуры 2G, 3G и 4G сократился на 4%

 

Компания J-son & Partners Consulting представила основные результаты аналитического отчета "Мировой и российский рынки инфраструктуры 4G", в котором проанализированы основные тренды и прогнозы на рынке L TE-оборудования.

Как отмечают в J&P, бум строительства сетей LTE во всем мире (по данным GSA, на начало ноября 2012 г. в мире насчитывалось 113 сетей LTE в 51 стране) стал основным фактором роста рынка 4G-инфраструктуры. Продажи LTE-оборудования операторского класса в 3 квартале 2012 г., по оценке Infonetics Research, выросли в мире на 131% в годовом исчислении. По прогнозам Gartner, мировой рынок LTE-инфраструктуры радиодоступа (RAN) и опорных сетей (EPC) вырастет с $4,1 млрд. в 2012 г. до $21,1 млрд в 2016 г. В течение этого периода рынок LTE-оборудования будет расти со среднегодовым темпом роста (CAGR) 58,5%, т.е. станет самым быстрорастущим сегментом мобильной сетевой инфраструктуры. В 2015 г., по прогнозам Infonetics Research, рынок LTE-оборудования достигнет $17,5 млрд и составит более одной трети от рынка сетевой инфраструктуры 2G/3G/4G (около $50 млрд.).

В 2012 г. рынок инфраструктуры 2G/3G/4G (LTE и WiMAX) сократился на 4% к предыдущему году, несмотря на десятки процентов роста в сегменте поставок LTE-оборудования. В целом по миру капитальные затраты на LTE-инфраструктуру составили примерно треть всех затрат на оборудование мобильной связи всех поколений. При сохранении существующей динамики общий объем капитальных затрат операторов на оборудование мобильной связи к 2016 г. составит $345 млрд.

Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует по темпам роста капитальных затрат на развертывание LTE-сетей. Один из крупнейших операторов этого региона - NTT DoCoMo (Япония) - потратил около $2 млрд на развертывание национальной LTE-сети, состоящей из более 21 тыс. базовых станций. Южнокорейская компания LG U+ развернула LTE-сеть с общим объемом инвестиций более $1 млрд. Однако самым масштабным проектом обещает стать сеть China Mobile, развертывание которой намечено на 2013 г. и, как планируется, будет состоять из запуска 200 тыс. базовых станций.

В июле 2012 г. состоялся конкурс по распределению частот для развертывания сетей LTE на территории России. Согласно условиям лицензии выигравшие участники ("Ростелеком", "МегаФон", МТС и "ВымпелКом") обязаны до 2019 г. (предполагаемый срок завершения строительства национальной сети LTE в России) инвестировать по 15 млрд руб. ежегодно или в совокупности 420 млрд руб. (около $14 млрд по текущему курсу) без учета затрат на конверсию радиочастотного спектра.

По мнению J-son & Partners Consulting, совокупная сумма инвестиций в размере $14 млрд в российские сети LTE в течение 2013-2019 гг. является верхней границей затрат на данную технологию в России. Существенного снижения CAPEX можно достичь за счет применения различных схем и бизнес-моделей: совместного использования инфраструктуры операторами, более активного применения модели MVNO, "малых сот" и др.

По оценке "Росинвест", больше всего инвестиций в LTE предстоит сделать "Ростелекому" - треть всех затрат на 4G в России, менее всего - "МегаФону" (15%), который имеет самую развитую в стране инфраструктуру 3G/4G (с учетом компании "Скартел").

По данным Infonetics Research, благодаря более чем двукратному росту выручки от продаж LTE- оборудования компания Nokia Siemens Networks (NSN) в 3 кв. 2012 г. существенно упрочила свои рыночные позиции. Вендор переместился сразу с четвертого на второе место, существенно сократив разрыв от лидера - компании Ericsson и увеличив разрыв от ближайших конкурентов - Alcatel-Lucent и Huawei. По оценке Dell-Oro Group, доля NSN на инфраструктурном рынке выросла с 18% до 20%, а рыночная доля Ericsson, напротив, сократилась с 35,5% до 34%. Huawei, по версии Dell-Oro Group, занимает второе место с долей 22% (по мнению Infonetics Research - четвертое).

В 2012 г. компания NSN заключила более 30 LTE-контрактов и довела их общее количество до 75. Особенно удачным для NSN стал 3 кв. 2012 г. - в основном за счет контрактов с японскими операторами KDDI и Softbank, а также благодаря участию в масштабной модернизации сети T-Mobile в США. В целом в Юго-Восточной Азии доходы вендора выросли на 29% в годовом исчислении, в то время как продажи в Европе, переживающей финансовый кризис, напротив, упали на 15%.

В 2011 г. России NSN совместно с НПФ "Микран" и "РОСНАНО" открыла в Томске совместное предприятие по производству базовых станции LTE. С момента выпуска в начале декабря 2011 г. первой базовой станции до начала мая 2012 г. было произведено около 2 тыс. базовых станций Flexi Multiradio, из которых больше половины станций было отгружено на склады в Европе для дальнейшего распространения по всему миру.

Тем не менее, Ericsson удалось удержать лидирующее положение на рынке LTE-оборудования. К концу 2012 г. на базе оборудования Ericsson работало 67 коммерческих сетей LTE, в то время как, например, инфраструктурные решения китайской Huawei в конце 2012 г. использовались в 56 сетях. Последняя (по состоянию на декабрь 2012 г.) заключила 130 контрактов на поставку LTE/EPC-оборудования. Продукция Huawei используется и в 4G российской компании "Скартел" (торговая марка Yota), что автоматически делает эту компанию лидером LTE-оборудования в России.

В условиях нестабильности мировой экономики у операторов растет спрос на оборудование, которое позволяет обеспечить эффективное внедрение технологии LTE с минимальными инвестициями в модернизацию существующей инфраструктуры и последующим минимальными операционными затратами на ее обслуживание. Практически все ключевые вендоры учитывают этот тренд в своих решениях, в частности выпускают мультистандартное радиооборудование, которое позволяет сократить число систем на базовых станциях для поддержки технологий различных поколений; уменьшают физические размеры и энергопотребление своих систем.

Например, Ericsson предлагает интегрированное антенное решение (AIR), которое в отличие от традиционных антенн более компактно, что позволяет сократить рабочее время и расходы на инсталляцию оборудования и энергопотребление. При этом, по утверждению вендора, оно обеспечивает лучшие характеристики, увеличенную емкость и покрытие.

Кроме того, все более актуальной становится разработка решений для совместного использования сетей операторами (Network Sharing), виртуализация сетевых ресурсов c использованием облачных технологий, расширение емкости сетей за счет внедрения нового программного функционала, повышающего спектральную эффективность радиоподсистемы, а также переход к новой топологии сетей с использованием сот малого радиуса действия и поддержкой Wi-Fi операторского класса (использование малых сот и гетерогенных сетей). Также получает популярность концепция CEM (Customer Experience Management), обеспечивающая дифференциальное обслуживание пользователей.

В целом, основными технологическими тенденциями на рынке оборудования 4G являются: применение малых сот - покрытие небольших территорий (помещений) с использованием станций малого радиуса действия; использование самоорганизующихся (Self-Organizing Networks, SON) сетей; построение гетерогенных сетей - технически такая концепция может быть реализована при помощи единой сети из макро-, микро- и пикобазовых станций, а также путем внедрения в существующую структуру сети Wi-Fi-решений.

Источник:
CNews.ru