- Алексей Анатольевич, каковы объемы российского рынка транспортной телематики и спутниковой навигации?
- В 2011 году объем рынка составил 10 млрд руб., в 2012 году – 12 млрд руб. Ежегодный темп роста количества оснащений транспорта навигационным оборудованием держится на отметке 38-40% за последние несколько лет. С точки зрения объемов произведенного и реализованного профессионального навигационно-связного оборудования, по нашим оценкам, цифра достигает 600 000 комплектов.
В 2012 году группа компаний "М2М телематика" произвела и реализовала более 70 000 комплектов навигационного оборудования и почти 155 000 автомобильных навигаторов. Рост объемов производства по сравнению с прошлым годом значительный, и соответствует темпам роста навигационного рынка в целом. По предварительным итогам выручка "М2М телематики" за 2012 год составила 3,4 млрд рублей, что на 12% выше выручки годом ранее.
- Какие проекты, на Ваш взгляд, станут "точками роста" навигационного рынка в ближайшее время?
- Рынок транспортной телематики и спутниковой навигации будет расти с темпами 20-30% в год минимум при условии стабильного роста имеющихся сегментов рынка, что мы и наблюдаем. Однако есть несколько факторов, которые могут еще больше ускорить рост рынка и здесь его объемы спрогнозировать уже затруднительно. Так, планируется запустить несколько новых масштабных проектов, например, "ЭРА-ГЛОНАСС", система взимания платы с большегрузных автомобилей с массой свыше 12 тонн, страховая телематика. Эти три крупных проекта на порядок увеличат объемы рынка, который с текущего состояния на уровне сотен тысяч устройств выйдет на миллионные показатели. Старт любого из этих проектов даст рост рынка в два-три раза уже в первый год.
Кроме того, 2012 и 2013 годы ознаменовались принятием определяющих нормативных правовых актов, которые прописывают обязанность перевозчиков оснащать транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров и опасных грузов, оборудованием ГЛОНАСС.
- Какие технологические новинки готовит компания в новом году?
- На стыке 2012-2013 годов мы переходим на принципиально новое поколение оборудования, отвечающего современным требованиям рынка, требованиям системы "ЭРА-ГЛОНАСС", основанных на новой компонентной базе. Специалисты "М2М телематики" спроектировали и произвели новый терминал M2M-Cyber GLX NL (New Line), и в первом квартале мы начинаем его продажи. В конце 2012 года мы добавили в нашу продуктовую линейку новое навигационное оборудование от многолетнего партнера холдинга "М2М телематика" - компании "Сантэл" - "Гранит навигатор-4.14".
Совместно с нашими партнерами мы продвинулись далеко вперед с точки зрения возможностей навигационно-связного оборудования. Наша задача – создать свой тип оборудования для каждого сегмента, в максимальной степени отвечающего потребностям отраслевых заказчиков.
Мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста не только количества оснащений транспортных средств бортовым оборудованием, но и, если так можно выразиться, качества. Заказчики в своих требованиях переходят от установки базового телематического оборудования к внедрению комплексных систем, включающих большое количество датчиков для контроля параметров работы транспорта. Если говорить, к примеру, о пассажирском транспорте, то здесь мы фактически наблюдаем на транспортном средстве несколько подсистем - навигации, контроля расхода топлива, безопасности/видеонаблюдения, информирования пассажиров, и мн.др. Получается целый бортовой комплекс. Сегодня представить пассажирские перевозки в городе без системы информирования и безопасности практически невозможно. Спрос на эти продукты постоянно растет.
- Как Вы считаете, какие события 2013 года станут наиболее важными непосредственно для вашей группы компаний?
- Как я уже отмечал выше, для всего рынка в целом знаковыми событиями станут, во-первых, запуск проекта "ЭРА-ГЛОНАСС", во-вторых, объявление конкурса на создание системы взимания платежей с 12-тонников; в-третьих, развитие страховой телематики. В 2013 году на рынке будут реализовываться региональные целевые программы. В 31 субъекте РФ, которые отнесены к транспортным коридорам "Север-Юг" и "Восток-Запад", создаются региональные навигационно-информационные центры. Приняты десятки региональных целевых программ по внедрению навигационных технологий. Это очень большой рынок. Согласно постановлению правительства, в 2013 году за счет средств федерального бюджета на развитие навигационных технологий в регионах будет выделено 1,5 млрд рублей, ровно такие же инвестиции будут выделены со стороны частных инвесторов и региональных бюджетов. Итого три источника финансирования. В сумме получается 3 млрд рублей на текущий год. Впоследствии, реализованные в регионах транспортных коридоров технологии планируется масштабировать на всю страну.
- Какое участие "М2М телематика" будет принимать в программе развития технологий ГЛОНАСС в регионах, находящихся в утвержденных постановлением правительства транспортных коридорах?
- Во всех без исключения регионах России, которые входят в транспортные коридоры, есть партнеры "М2М телематики". Мы рассчитываем, что они примут самое активное участие в реализации региональной целевой программы как с точки зрения поставки оборудования и программных продуктов, так и с точки зрения оказания навигационных услуг. На сегодняшний момент "М2М телематика" - одно из немногих предприятий, если не единственное в России, которое предлагает полный набор продукции и услуг, необходимый субъектам РФ: систему мониторинга пассажирских перевозок, школьных автобусов, опасных грузов, жилищно-коммунальной техники и мн. др.
Считаю, что программа ускоренного внедрения навигационных технологий в транспортных коридорах - значительный толчок развития для наших партнеров, поскольку открывает перед ними новые возможности и большой объем новых сфер экономической жизни страны, в которых могут найти свое применение навигационные технологии ГЛОНАСС.
- Расскажите, пожалуйста, о своем участии в масштабном проекте по оснащению оборудованием ГЛОНАСС автомобилей "скорой помощи".
- Из 20 тысяч автомобилей "скорой помощи" "М2М телематика" оснастила навигационно-связным оборудованием около 12,5 тысяч. Проект сдан согласно требованиям Минздрава к 1 декабря 2012 года. Комплект оборудования включал в себя навигационно-связной терминал и автомобильный навигатор с возможностью передачи данных, т.е. с GSM-модемом и возможностью установки на него специализированного медицинского приложения. Логика работы этой системы такова: в диспетчерскую "скорой помощи" поступает вызов, диспетчер заполняет карточку вызова, по каналам GSM передает ее бригаде, транспортное средство которой навигационная система определила как свободное и наиболее близкое к месту вызова. На дисплее, установленном на транспортном средстве, появляется сообщение с детальным описанием адреса, причины вызова и т.д.
В рамках контрактов с регионами мы занимались поставкой и монтажом оборудования. Сейчас наступает этап технической поддержки и сервисного обслуживания. Кроме того, в 2013 году мы планируем продолжить работу с медицинскими учреждениями по поставке программных продуктов для навигационно-информационных систем.
Таким образом, в системе здравоохранения создается единая навигационно-информационная система, а не "лоскутное одеяло". Система решает текущие задачи здравоохранения - сокращение времени прибытия на вызов, увеличение количества успешных реанимаций. Данный проект - еще один из шагов к успешной реализации проекта "ЭРА-ГЛОНАСС".
- А что происходило с внедрением технологий ГЛОНАСС в автопроме в 2012 году?
- За 2012 год данный сегмент рынка показал в группе компаний наибольшие темпы роста по отношению к 2011 году и составил более 400%. Мы работаем со многими крупнейшими автозаводами в России. Это направление очень непростое, но и очень интересное. Не простое, потому что приходится проходить длительную процедуру согласования с каждым автопроизводителем мест размещения навигационной аппаратуры на каждом типе транспортного средства. Преимущество внедрения навигационных технологий ГЛОНАСС заключается в том, что владелец получает автомобиль, оснащенный всем необходимым навигационным оборудованием непосредственно в заводских условиях. Среди наших партнеров: "Группа ГАЗ", ОАО "Ульяновский автомобильный завод, ЗАО "Тролза", ОАО "КАМАЗ", "Концерн "Тракторные заводы", Автобусный завод "Волжанин", Завод специального транспорта "АЛАБУГА", Форд Соллерс Холдинг, Хэндай, Либхер и мн. др.
- Какое влияние на рынок окажет приказ Минтранса №285? Все ли готово для его выполнения, и с какими трудностями придется столкнуться перевозчикам и производителям навигационно-связного оборудования?
- Ни у одного крупного производителя оборудования проблем при реализации данного приказа не должно возникнуть. Отработаны технические решения, по всей стране имеется сеть диспетчерских центров, сервисных компаний, которые обладают всеми необходимыми компетенциями как для установки навигационно-связного оборудования, так и для осуществления технической поддержки.
За последние годы мы совместно с региональными партнерами накопили опыт реализации крупных проектов в предельно сжатые сроки с учетом географических особенностей России. Никто в мире до нас не оснащал одновременно такое количество автомобилей "скорой помощи", не создавал общегосударственную навигационно-информационную систему для Минздрава. Стоит отметить, что это также касается и участия "М2М телематики" в проекте по оснащению навигационно-связным оборудованием транспортных средств компании "Транснефть". С точки зрения мировой практики, это уникальный проект, когда в рамках одной компании создается более 700 новых рабочих мест, оборудованием ГЛОНАСС оснащается более 20 000 транспортных средств.
Ни у кого в России нет такого опыта как у группы компаний "М2М телематика" по реализации проектов в области Интеллектуальных транспортных систем. На сегодняшний день в Москве в единую систему объединено 8,5 тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев. Работа по внедрению Интеллектуальной транспортной системы в Москве будет продолжена и в 2013 году. Требуется наладить работу сотен автоматизированных рабочих мест, автоматизировать работу более 760 маршрутов.
- Алексей Анатольевич, ни и напоследок, КНР недавно заявили о вводе в коммерческую эксплуатацию системы "Бейдоу". Как это повлияет на мировой рынок? Какое влияние окажет на позиции российского ГЛОНАСС в мире?
- Система "Бейдоу" пока развернута не в полном объеме. В ней нет такого количества спутников как в системе ГЛОНАСС или GPS, чтобы оказывать услуги в глобальном масштабе. Пока китайская навигационная система может предоставлять услуги только в рамках Азиатского региона, да и в имеющемся виде китайским специалистам потребуется год-два на отладку технологий. Однако ввод китайской навигационной системы - еще один "звоночек" для ГЛОНАСС. Нам нужно успеть закрепить позиции ГЛОНАСС на мировом рынке.
Стоит отметить, что есть существенные преимущества при переходе от односистемного оборудования к двухсистемному, однако при переходе к трехсистемному оборудованию этот эффект уже незначителен. Поэтому либо мы придем к тому, что текущая практика производителей навигационной электроники, которые выпускают двухсистемные решения ГЛОНАСС/GPS, закрепится, либо мировые производители оборудования в какой-то момент переключаются на китайскую систему и сделают двухсистемное GPS/Бейдоу решение, а поддержка системы ГЛОНАСС будет на третьем-четвертом месте. Нужно обеспечить в ближайший год-два на мировом рынке устойчивый массовый спрос на ГЛОНАСС/GPS-оборудование, иначе наши китайские партнеры создадут такой внутренний спрос на систему "Бейдоу", что производители переориентируются на этот рынок и начнут выпускать в первую очередь оборудование для Азиатского региона.
- Что в этой ситуации необходимо предпринять, на Ваш взгляд?
- Стимулировать внутренний спрос в России, а также активнее выходить на зарубежные рынки. Российский рынок, конечно, не маленький, если мы даже сейчас говорим о перспективах производства оборудования миллионными тиражами, но внутрироссийского рынка может оказаться недостаточно для конкуренции с внутрикитайским спросом. России необходимо предпринимать шаги по развитию экспортной составляющей. Нужно активнее выводить двухсистемные технологии ГЛОНАСС/GPS на рынки других стран, а для этого нужно, чтобы этим кто-то занимался на государственном уровне. По моему мнению, должна быть учреждена или наделена такими полномочиями организация, которая сосредоточит все свои усилия на продвижении ГЛОНАСС за рубежом. Мы в этой работе готовы участвовать, но ни наших усилий, ни усилий какой-либо другой коммерческой организации не хватит, чтобы продвигать систему ГЛОНАСС в глобальном масштабе. Пока большой активности со стороны государства по продвижению ГЛОНАСС на мировых рынках не видно. Сейчас на евразийском пространстве ведутся переговоры по продвижению ГЛОНАСС-технологий в Казахстан и Белоруссию, но в стратегическом плане этих рынков недостаточно, нужны развивающиеся рынки, отличающиеся низким уровнем проникновения навигационных технологий, но обладающих большой территорией и высоким уровнем населения, например Индия, Бразилия. На этих рынках необходимо популяризировать ГЛОНАСС, продавать уже имеющиеся решения, создавать совместные предприятия, локализовать производство продукции на местах.