Исследователи "ТАСС-Телеком" подсчитали, что объем индустрии мобильной связи за прошлый год составил $1,05 трлн, или 1,4-1,5% мирового валового продукта. Причем почти $1 трлн из этой суммы заработали 75 крупнейших операторов. Уже в этом году, согласно прогнозам аналитиков "ТАСС-Телеком", уровень проникновения мобильной связи в мире достигнет 100%, а к 2017 году — 124%. Отрасль мобильной связи, несмотря на рецессию мировой экономики, продолжает расти, и положительная динамика сохранится, по разным прогнозам, еще, как минимум, пять лет. При этом среднегодовая выручка на одного абонента продолжает медленно, но верно падать. За прошлый год этот показатель снизился на $3,4 — до $172,2. Из 75 крупнейших операторов мира лишь 51 компания показала прирост доходов от мобильного сегмента, а 24 признались в падении выручки.
Вместе с тем спектр применения беспроводных коммуникаций расширяется и затрагивает самые разные отрасли: здравоохранение, энергетику, добычу полезных ископаемых, торговлю и т. д. По подсчетам Chetan Sharma Consulting, обороты мобильной индустрии за последние десять лет утроились, а прибыль увеличилась более чем в два раза. Но на этом фоне изменились привычки потребления услуг связи и расширился круг клиентов операторов. В этом году выручка от голосового трафика составит менее 60% от всей выручки за услуги мобильной связи. Но здесь перед операторами встает проблема. Павел Мосин, директор по развитию бизнеса Ericsson, говорит: "Трафик передачи данных растет по экспоненте, тогда как доходы от этого трафика растут не так быстро. По этой причине операторы ищут новые модели ведения бизнеса, которые позволят обеспечить прибыльность бизнеса в условиях быстрого роста трафика, требующего больших инвестиций в сеть и операционную деятельность, и медленного роста выручки". Согласно свежему отчету Ericsson Mobility Report, в период с первого квартала 2012 года по первый квартал 2013 года объем трафика данных удвоился, при этом ожидается, что к 2018 году его объем вырастет в 12 раз. По словам Четана Шармы, главы одноименного консалтингового агентства, несмотря на рост выручки, маржинальность операторского бизнеса в будущем может упасть с нынешних 30-40% до 8-12%.
Капитально затратно
Помимо давления растущих объемов трафика операторам приходится уделять все больше внимания качеству услуг и заботиться о том впечатлении, которое получают их пользователи при взаимодействии с компанией, чтобы уменьшить отток абонентской базы и повысить лояльность. Конкуренция становится жестче, требует четкой дифференциации от других игроков. "Оба эти фактора заставляют операторов искать пути оптимизации своей операционной деятельности, и услуги расширенной поддержки рассматриваются операторами как одно из средств, позволяющих решить обе проблемы",— говорит Павел Мосин.
Многие операторы уже следуют подобной стратегии. Услугами внешнего обслуживания компании Ericsson пользуются операторы, общая абонентская база которых составляет более 1 млрд абонентов. Компания Ericsson является пионером в области внешнего обслуживания для телеком-операторов и занимается управлением мультивендорными сетями, построенными по различным технологиям, уже 15 лет. За эти годы компания перевела в свой штат более 25 тыс. сотрудников операторов по всему миру.
Игорь Парфенов, вице-президент технического блока ОАО "Вымпелком", говорит, что применение крупными компаниями подобной модели является общемировой практикой. "Это возможность получения экономии затрат и оптимизации управления сетью, возможность сконцентрироваться на других бизнес-процессах, разработке новых предложений и услуг и т. д. Экономия как капитальных, так и операционных затрат происходит с первого дня передачи сервисов партнеру. Как показывает общемировая практика, обычно она составляет от 10% до 20%",— говорит господин Парфенов.
Компания Ericsson делает следующий шаг в этом направлении: переходит к новой концепции — от традиционного обслуживания и поддержки сетей операторов к модели Experience Centric Managed Services. В эту область компания инвестировала более $1 млрд и основала глобальные центры обслуживания в Румынии, Мексике, Индии и Китае, через которые предоставляет услуги удаленно по всему миру.
"Если смотреть в исторической перспективе, первые MS-контракты стали результатом стремления операторов к оптимизации финансовых затрат,— объясняет Павел Мосин.— Сегодня ситуация меняется. Основной фокус сместился в сторону опыта конечного пользователя. Это было зафиксировано и исследованием Gartner, объявившим сконцентрированность на интересах абонентов лидирующим трендом среди операторов. Операторы стремятся не просто экономить деньги, но приобретать все новые конкурентные преимущества, в первую очередь в поле взаимодействия со своими абонентами".
Родные просторы
В России глобальные тренды также находят отражение. Пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова отмечает, что сегодня операторский бизнес переориентируется с голосовых услуг как базового сервиса мобильной связи на развитие мобильной передачи данных. "Мобильный интернет столь стремительно набирает популярность, что уже в перспективе трех лет передача данных в России может стать основной услугой для абонентов сотовой связи",— говорит госпожа Агаркова.
В начале года компания "Вымпелком" объявил о передаче части своей инфраструктуры в Сибирском и Уральском регионах в обслуживание компании Ericsson. Вальтер Д"Авино, вице-президент, глава направления Managed Services компании Ericsson, отмечает, что расширенная техническая поддержка и обслуживание сетей компании "Вымпелком" — первый масштабный проект Ericsson в этой области в России. По условиям пятилетнего контракта внешний подрядчик будет отвечать за сервисную поддержку и аварийное восстановление мобильной и фиксированной сетей в 41 городе Сибири и Урала с более чем 10 тыс. базовых станций и более чем 10 тыс. км волоконно-оптических магистралей. Компания уже перевела с 1 апреля более 400 сотрудников "Вымпелкома" к себе в штат.
Максим Семенихин, директор дивизиона аутсорсинга и консалтинга "Энвижн Груп", комментирует: "Использование аутсорсинговой модели дает возможность в условиях замедляющегося рынка подтянуть финансовую отчетность. Обслуживание инфраструктуры — статья сугубо расходная, доходов напрямую не генерирующая. Передавая штат высококлассных технических специалистов на сторону, операторы сохраняют их. А значит, качество обслуживания сетей не снижается. В конце концов, никого же не удивляет, что мобильные операторы сами не монтируют мачтовые сооружения и не прокладывают ВОЛС, а нанимают специализированные компании".
Господин Парфенов говорит, что передача сетей на аутсорсинг компанией "Вымпелком" осуществляется в рамках общей стратегии повышения операционной эффективности. "В настоящее время в компании действует несколько контрактов с разными партнерами (Nokia Siemens Networks, Huawei, "Энвижн Групп", Ericsson) и на разных условиях. Первый опыт мы получили еще в начале прошлого года, передав на расширенную поддержку функции обслуживания и аварийного восстановления сети на территории нескольких филиалов Центрального региона компании Nokia Siemens Networks. Благодаря выбранной нами форме передачи и тщательно подготовленному процессу передачи совместными с компанией-партнером усилиями удалось добиться сохранения уровня показателей качества даже на этапе перехода. Проект был признан удачным и дал старт новым программам, которые в настоящее время действуют в разных регионах России",— добавляет господин Парфенов.
Ирина Агаркова рассказывает, что МТС также имеют успешный опыт передачи обслуживания сети на аутсорсинг компании Nokia Siemens Networks в Центральном федеральном округе, но пока решения о масштабировании этого проекта не принято. "В первую очередь в качестве возможных регионов для передачи инфраструктуры на аутсорсинг мы рассматриваем регионы, где аналогичные проекты уже реализованы другими игроками рынка: обслуживание одной компанией сетей нескольких операторов позволяет за счет синергетического эффекта достигать высокой эффективности как для операторов, так и для подрядчика".
Аналитики Pyramid Research подсчитали, что внешнее управление сетями может снизить затраты мобильных операторов на 20-25%. Эта цифра может варьировать в зависимости от уровня аутсорсинга. Озгур Айтар, ведущий аналитик Pyramid Research, сообщает, что самый большой рост наблюдается в таком виде внешнего обслуживания, как хостинг приложений. Операторы могут в этом случае арендовать приложения вместо их покупки и предлагать большее число услуг своим корпоративным клиентам в зависимости от их целей. При этом Озгур Айтар отмечает, что аутсорсинг как явление находится пока на ранней стадии развития. Помимо поддержки и обслуживания сетей операторов в мировой практике можно видеть успешные проекты по передаче в управление внешним подрядчикам также сетей телетрансляций, индустриальных сетей и пр.
Kommersant.ru