Российский рынок ШПД в 2013 году продолжает показывать уверенный рост, хотя темпы подключения потребителей к сети Интернет снижаются. При этом наблюдается существенное обострение конкурентной борьбы между ведущими провайдерами и поглощение или вытеснение мелких поставщиков Интернет-услуг в узкоспециализированные ниши.
Снижение темпов роста отечественного рынка ШПД объясняется тем, что все абоненты, желающие и имеющие возможность подключиться к Интернету, уже являются счастливыми обладателями доступа во Всемирную сеть. По данным аналитической компании iKS-Consulting с июня прошлого года количество новых абонентов ШПД возросло на 10,8%. При этом в прошлом году аналогичный показатель составил 17,5%, в два года назад – 22%.
Естественно, что за оставшихся неподключенных пользователей уже развернулась нешуточная борьба. Так, в первом полугодии 2013 года количество потребителей услуг ШПД составило около 26 миллионов частных домохозяйств. Проникновение данных услуг оценивается в 48%. Следует отметить, что охваченность Интернет-рынком территории России неравномерна, поэтому одним из путей развития провайдеров является расширение сетей в провинции.
Это направление хорошо согласуется с планами Минсвязи, которое к 2018 году наметило обеспечить 80% населения возможностью подключения к ШПД. Очевидно, что при этом влиятельные компании, продвигающие Интернет-продукт, будут иметь большие конкурентные преимущества и поддержку государства. Уже сейчас наметились пять ведущих отечественных операторов, которые охватывают около 77% рынка. Об этом свидетельствуют данные TelecomDaily, причем распределение по компаниям следующее: "Ростелеком" - 39%, "Эр-Телеком" - 12%, "Вымпелком" - 11%, МТС - 10%, ТТК - 5%.
Неудивительно, что все перечисленные игроки активно поглощают более мелких конкурентов или реорганизуются с целью большей экспансии на рынок. К примеру, всего месяц назад были реорганизованы компании "Связьинвест" и "Дагсвязьинформ", вошедшие в состав "Ростелекома", а компания ТТК в настоящее время ведет активные переговоры о покупке Freshtel.
В свете вышесказанного более мелкие сети уже сейчас вынуждены присоединяться к мощным конкурентам или искать собственную нишу. Это может быть более высокое качество и широкий спектр дополнительных услуг, например, услуга Интернет-телевидения. И в ближайшей перспективе такая конкурентная борьба между крупными провайдерами и региональными сетями пока на руку потребителям.
Nag.ru