Темпы роста российского рынка ШПД продолжают снижаться. По данным TelecomDaily, в третьем квартале этого года прирост абонентов, пользующихся услугой широкополосного доступа к Интернету, составил всего 300 тыс. человек против 400 тыс. во втором квартале и 600 тыс. в первом. Агентство зафиксировало сокращение абонентской базы у "Билайна", остальные операторы показали прирост в 1—2%. На этом фоне выделяется ТТК, сумевшая увеличить число клиентов на 12%. Вице-президент компании Светлана Шамзон объясняет это активностью ТТК в малонаселенных пунктах и приобретением магнитогорского провайдера "Магинфо".
"Рынок ШПД сейчас растет только в удаленных регионах и в малых городах, в которых у большинства операторов нет магистральной инфраструктуры, а ее строительство сложно окупить в силу низкой плотности населения", — рассказала РБК daily г-жа Шамзон. По ее словам, ТТК доступны малонаселенные пункты благодаря близкому расположению собственной магистральной сети связи, проложенной вдоль железнодорожных путей по всей России (основной акционер ТТК — ОАО "РЖД", владеет 99,99% акций).
"Разрабатывая нашу стратегию по выходу на розничный рынок ШПД, к реализации которой компания преступила в 2011 году, мы изначально рассматривали города с населением менее 300 тыс. человек. Сегодня мы уже выходим в города с населением менее 50 тыс. и даже менее 20 тыс. жителей, на которые, по последним данным, приходится порядка 30% от общего числа домохозяйства в стране", — подчеркнула г-жа Шамзон.
Она добавила, что ТТК интересны любые малые населенные пункты, в которых есть многоэтажная застройка, существенный спрос на услугу ШПД и которые расположены недалеко от магистральной сети связи компании. До конца 2013 года ТТК планирует увеличить собственную абонентскую базу до 1,5 млн пользователей, а к 2015 году — до 2,3 млн.
Абонентская база ШПД у МТС, по мнению директора компании по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрия Багдасаряна, растет за счет нескольких факторов: "Из-за реконструкции сетей МГТС на базе технологии GPON (оптоволоконная сеть. — РБК daily) более 40% пользователей получают дополнительные услуги оператора (ШПД и платное ТВ) помимо традиционной телефонии. В регионах рост количества абонентов ШПД происходит в первую очередь за счет продаж платного ТВ, услуг доступа в Интернет в рамках пакетных предложений, а также за счет расширения сетей", — прокомментировал результаты исследования г-н Багдасарян.
"Действительно, в последние годы большинство исследований только подтверждают факт перенасыщения рынка проводного Интернета и платного ТВ в крупных городах, — согласилась пресс-секретарь "ВымпелКома" (бренд "Билайн") Анна Айбашева. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что рост этого сегмента в значительной степени обеспечивается переключениями от одного оператора к другому. Несмотря на этот тренд, потенциал крупных городов еще не исчерпан".
Насыщение рынка ШПД признает и "ЭР-Телеком Холдинг". "Если до 2013 года вся конкуренция была на рынке ШПД, то с начала года драйвером развития отрасли вновь становится ТВ. Цифровое ТВ приходит в массы, HD-контента и HD-каналов становится все больше. Побеждать в будущем будет именно тот, у кого будет лучший контент", — уверена представитель компании Мария Трушникова.
Представители всех операторов (включая "Ростелеком") также заявили о том, что компании продолжают развивать и улучшать качество предоставляемых услуг ШПД и цифрового ТВ.
Проблему падения рынка ШПД, по мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, нужно решать на государственном уровне. "Нашим властям необходимо принять новые, современные стандарты строительства, в которые помимо обязательных коммуникаций, радиоточки и ТВ-антенны была бы прописана возможность доступа к Интернету. Подобные правила в свое время были приняты в Японии, Австралии, Великобритании, Нидерландах и еще ряде стран. Свободный доступ к Сети они заложили в стратегиях цифрового развития своих стран", — пояснил г-н Казарян.
В России, по его словам, подобные разговоры велись еще полтора-два года назад, но дальше разговоров дело пока не зашло. "Больше половины пользователей Интернета, живущих в малых городах и селах, сегодня выходят в онлайн посредством мобильной связи. Понятно, что и у мобильного Интернета пока тоже есть свои проблемы, например с распространением 4G. Но если в течение следующего года никто не станет серьезно заниматься проблемой ШПД, то на этом рынке можно будет ставить крест. Его подомнет под себя мобильный сегмент", — уверен главный аналитик РАЭК.
По подсчетам TelecomDaily, итоговый рост количества ШПД-подключений до конца этого года составит 10—11% против 13% в 2012 году и почти 20% в 2011 году. Всего по итогам третьего квартала в России насчитывалось 26,3 млн абонентов ШПД.
РБК daily