Крупнейшие российские сотовые операторы заявляют, что предпринимаемые ими меры по борьбе с SMS-спамом соответствуют действующему законодательству, сообщает Digit.ru.
В пятницу Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила запросы операторам о мерах, которые предпринимаются ими для борьбы с SMS-спамом, и изучает их на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Операторы говорят, что получили запрос и готовы предоставить ведомству всю необходимую информацию.
По словам пресс-секретаря "Мегафона" Юлии Дорохиной, блокировка SMS-рассылок осуществляется в соответствии с приказом № 142 Минсвязи от 17 ноября 2006 года, которым установлены все номера, с которых операторы должны пропускать sms. "Рассылки с коротких и буквенно-цифровых номеров, которые в этот план нумерации не входят, мы пропускать не обязаны", — сказала Дорохина "Прайму".
"Мы не нарушаем антимонопольное законодательство и предоставляем нашим клиентам возможность заключать договоры с нами напрямую или с любым лицом, у которого уже есть прямой договор с нами. При этом условия сотрудничества одинаковы для всех партнеров", — подчеркнула она.
Пресс-секретарь "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") Анна Айбашева говорит, что организации, заинтересованные в гарантированной доставке SMS абонентам, давшим на это согласие, обычно работают по прямым договорам с операторами. "При этом „Вымпелком" не принуждал никого из партнеров заключать прямые договора", — отметила она.
МТС внедрила антиспам-систему, которая блокирует несанкционированные рассылки, а также запустила услуги, позволяющие пользователям самостоятельно блокировать входящие SMS c цифровых, коротких и буквенных номеров. "Запуск этих сервисов позволил в этом году более чем десятикратно увеличить число блокируемых спам-SMS с коротких и буквенных номеров", — сказал представитель оператора Дмитрий Солодовников.
22 ноября на сайте Федеральной антимонопольной службы была дана оценка действиям операторов связи в отношении блокировки sms-спама. Антимонопольной службой было отмечено, что поступают обращения хозяйствующих субъектов, осуществляющих рассылку SMS информационного и рекламного характера, об одновременном значительном увеличении операторами сотовой связи стоимости SMS рассылок.
Кроме того, как следует из сообщений в СМИ и публичных заявлений представителей ряда операторов сотовой связи, происходит блокировка входящих SMS сообщений с "коротких и буквенных" номеров в случае отсутствия у лица, осуществляющего рассылку, договора с оператором связи на такую рассылку. Такие действия позиционируются операторами связи в качестве меры по борьбе с SMS-спамом.
В результате этого, лица, заинтересованные в адресной рассылке SMS сообщений, в том числе банки, вынуждены будут обращаться к каждому оператору связи, абонентам которых направляются сообщения информационного и рекламного характера, или определенным агрегаторам, имеющим соответствующие договорные отношения с операторами сотовой связи, следствием чего может быть увеличение расходов на осуществление адресной рассылки SMS сообщений.
Операторы утверждают, что повышения цен не происзошло.
"Стоимость по существующей услуге „Информ-рассылка" не изменилась. С ноября мы предложили рынку новую услугу „Мобильная реклама" с расширенными возможностями для клиентов по сопоставимым ценам, которая включает в себя рассылку не только информационных сообщений, но и рекламу", — говорит "Дорохина из "Мегафона".
"Вымпелком" не увеличивал тарифы на существующие услуги, сказала Айбашева.
МТС снизила единые тарифы для SMS-рассылки для юридических лиц в среднем на 15% в августе этого года, сообщил Солодовников.
Айбашева отметила, что в последнее время объем SMS-рассылок от неустановленных источников, на получение которых абоненты не давали согласия, многократно вырос, что вызывает справедливые нарекания со стороны абонентов, а также беспокойство государственных органов, включая ФАС. "Кроме того, растущий объем рассылок создает нагрузку на сеть операторов. Мы принимаем меры по защите абонентов от этого спама", — отметила представитель "Вымпелкома".
В МТС сообщили, в настоящее время 98% SMS мошеннического характера и спама поступают в сеть оператора от SMS-центров других операторов связи РФ. "В октябре мы зафиксировали 60% рост объема входящих SMS-рассылок рекламного характера из сетей других операторов связи РФ", — сказал Солодовников.
Следует отметить, что с 1 января 2014 года вступают в силу нормы части 4 статьи 9 Федерального закона "О национальной платежной системе". Согласно этим нормам оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.